понеділок, 9 серпня 2010 р.

Время...

 

Сегодня в эпоху тотальной нехватки времени, все чаще и чаще можно услышать в любой беседе поговорку: «время – деньги».

 



Я не буду рассуждать о нравственности сего выражения, ведь очевидно то, что оно реально справедливо по отношению к окружающей нас реальности. Время уже давно оценивается в денежном эквиваленте. От консультаций адвоката до телефонного разговора, все имеет свою цену. С появлением мобильной связи, тарификация времени доведена до секунд. Все это не случайно, ведь каждое мгновение уникально. Отдавая кому-то свои пять минут, я не могу не осознавать, что этих минут, у меня уже не будет никогда, буквальном смысле этого слова! Время в отличие от многих других субстанций, не имеет обратного хода, если я проехал остановку, я могу вернуться назад, если я прожил день, то все, его уже не вернуть! Никогда!

Если более объективно оценить эту ситуацию, то можно сказать, что вообще время бесценно. Я священник и поэтому привык всякий раз, апеллировать к Священному Писанию и не было еще случая, чтобы оно не пролило свет на всякий предмет размышлений. А ответ лежит на самой поверхности, в знаменитых Десяти Заповедях.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

(Исх.20:8-11)

Из текста, мы ясно видим, что отношение Господа ко времени очень трепетное, в отношениях с человеком Бог не только дает ему морально нравственные и культовые установления, Он регламентирует человеку время. Все что отделялось для Бога, сразу называлось святым (евр. קדוש кад`ош), т. е. – «отделенным» и принадлежало уже Богу. По сути это обозначает, что один из дней недели, не принадлежит нам. Ведь дословно написано, что мы должны «святить» этот день, отделять его от всех остальных.

Дело здесь не в особых претензиях Всевышнего к человеку. Далеко не все в нашей жизни принадлежит нам. Кто-то живет в арендованной квартире, кто-то ездит на машине по доверенности, кто-то имеет заводы, но все равно платит налоги государству, нет такого человека, у которого все свое, в непосредственном смысле этого слова. Так же и со временем. В наших 24 часах, которые мы имеем каждые сутки, тоже далеко не все наша частная собственность. Минимум 8 часов, а с дорогой все 9, а то и 10 – это собственность нашего начальника или нашей работы (как вам больше нравится), еще от 5 до 10, в зависимости от образа жизни, принадлежит нашему телу, если хотите – биомассе, для сна. Далее – у тех, кто успел стать родителями, огромный кусок от жалкого остатка откусывают детки. Что у нас еще? Приготовление пищи и поглощение ее, процедуры гигиены, и пр. Все остатки и обрывки мгновений нашего дня, доедает ненасытный монстр – телевизор.

В этом моем обращении, будет много вопросов, если мы с тобой, найдем в себе силы ответить честно, то эти несколько минут мы проживем не напрасно.

Человече, положи руку на сердце и скажи, не кривя душою:

Сколько времени в сутках твоего? Сколько мгновений принадлежит тебе? Не как телу или желудку, а личности, уникальной и неповторимой душе?

Грустно, не правда ли?

Когда мы что-то хотим изменить в своей жизни, то сразу же сталкиваемся с очень серьезной задачей. Нам приходится из «нашего» времени, что-то отнимать у одних и отдавать другим. Сразу возникает масса проблем, от конфликтов с людьми, до угрызений совести. А как же! Попробуйте отнять время, принадлежащее вашему боссу или клиентам или, короче говоря, работе, и отдайте это время кому-то другому, например телевизору. Что вас ждет в ближайшее будущее? Правильно – нищета.

К чему это я?

А ведь часть нашего времени принадлежит Господу. Правильнее будет сказать, что в нашем распоряжении есть Божье время, которое Господь, определяя годы жизни, выделил нам.

Это время не наше!

Отмеряя жизненный путь, Бог уделил время для всего необходимого нам, и добавил от Себя и для Себя. Шесть дней нам, один Себе. Заметьте, не половину, не большую часть, а всего лишь 1/7. Он не отрезал себе ломоть от наших дней, а добавил к ним, необходимое время, для общения с Собой. Очень примечательно, что в Новом Завете - благодати, пришедшем на смену Ветхого – завета закона, отношение к «священному времени» не изменилось:

Посему для народа Божия еще остается субботство. (Евр.4:9)


Какая же картина, из всего этого вырисовывается?


Хорошо, не буду говорить столь грубо – «время - деньги», но скажу прямо, что время – есть объективная и великая ценность, которую можно даже сосчитать, минутами, днями, веками. Оно легко учитывается, следовательно, и, расходуя его, мы способны давать себе отчет, сколько и куда мы потратили. О шести из семи частях вашего времени, пусть говорят менеджеры, шоумены, работодатели и диетологии многие другие, которые имеют к этому отношение. Я хочу поговорить с вами о седьмой части, святом дне, времени принадлежащем Богу. Куда вы его дели? На что потратили?

Как мы назовем действие, в котором святыня употребляется на нечто низкое? Это называется - святотатство. Как мы называем человека крадущего в храме? В лучшем случае – отморозок. А как назвать наши действия, когда мы в воскресный день вместо молитвы в храме идем на базар? Ведь мы украли (самовольно распорядились чужим) Божье время и в прямом смысле слова, его «разбазарили». Разве это не святотатство? Чем мы лучше человека крадущего в храме? Мы много хуже! У человека укравшего икону или пожертвования, есть объективная возможность их вернуть. У человек «разбазарившего» Божье время, такой возможности нет. Ведь время не течет вспять. Когда мы крадем время у своего работодателя, имеем ли мы надежду на благополучие? На что же нам надеяться, когда мы крадем у Подателя Жизни? Крадем постоянно и регулярно… вандалы – рецидивисты.

Ответ один: надежда только на Его милосердие. Как одним грехом смерть вошла в этот мир, так исполнением одной заповеди, можно вернуть себе жизнь. Отдай Богу Его время. Иди в седьмой день в Храм, молись, позволь молитве и псалмопению, омывать твою душу. И непременно придет время твоего покаяния, когда ты сможешь быть прощен за все свои грехи и освобожден от надоевших пороков. Удели время молитве личной и чтению Писания и духовных книг, послужи убогому своей милостыней, ближнему любовью и заботой. Самое главное, помни, что на все это Бог дал тебе время с избытком. И бойся осквернить святыню.

6 коментарів:

  1. Класс! Батюшка, знаете, рискну посоветовать Вам найти одну книгу. Почему "рискну", потому что она - антиклерикальная. Не антихристианская, а именно антиклерикальная, но суть не в этом. Называется "Тик-Так. Исследование природы времени" и написала ее американская журналистка Джей Гриффитс. Количество очень нужной, умной и интересной информации о том, как человечество уничтожило понятие времени, чувство времени, да вообще само время данное нам Богом, просто поражает. Если не обращать внимания на ее критику церкви, то можно почерпнуть для себя достаточно интересного.

    ВідповістиВидалити
  2. Спасибо, поищу обязательно... я вообще-то не боюсь антиклерикальных вещей.

    ВідповістиВидалити
  3. Тема времени очень актуальна и ваши размышления по этому вопросу очень уместны. Хорошая статья...

    ВідповістиВидалити
  4. Опубликовал вашу статью здесь
    http://mirvam.org/2010/08/15/время/

    ВідповістиВидалити