понеділок, 16 серпня 2010 р.

Болезнь.

«А самое главное, здоровья Вам. Будет здоровье, а остальное купите…» - не так ли (примерно) сегодня заканчиваются девять из десяти пожеланий и поздравлений. Здоровье становится величайшей святыней современного общества. Своего рода идолом третьего тысячелетия. Спесивым божком, благосклонно принимающим любые жертвы, которые приносит ему человечество, гордо называющее себя «цивилизованным». Жертвы любые буквально. Здесь и профессионально разделанные трупики невинных детишек из «третьих» стран, органы которых, понадобились какому-нибудь дряхлеющему дельцу из «первой» страны, прежде благополучно убившему алкоголем и прочими излишествами свои органы. Здесь и проданные квартиры для лечения от неизлечимой болезни отпрыска – наркомана, который, как только ему станет легче, цинично предаст тех, кто ради него пожертвовал всем. Здесь и беснование «нетрадиционных» целителей, вливающих в своих последователей их же испражнения, уничтожающие в них остатки рассудка и человеческого достоинства. Здесь так много всего, что впору писать об этом отдельную книгу. Этот идол поистине всеяден и не брезглив, а человек, относительно его, щедр несказанно. Что человек имеет взамен? Кроме иллюзий, конечно. Кто обманул старость? Спасла ли печень невинного ребенка старого развратника от равнодушия своих детей и собственного маразма? Кто обманул время? Ради чего это все? Если мы не переоценим наше отношение к своему телу, равно и ко здоровью, как к его неотъемлемому качеству, боюсь, мы не продвинемся значительно в наших духовных поисках. Завтра же какой-нибудь недуг соделает из нас «высокодуховных» - обыкновенных нытиков, мыслящих сегодня совершенно иначе, нежели вчера, и вместо молитв и псалмов, зазвучит ропот.

В почти фанатическом желании человеком здоровья, легко просматривается его тоска по первоначальному состоянию, когда еще ничто не знало тления. Болезнь совершенно чужда человеческому естеству, она абсолютно инородна ему и поэтому приносит такое неимоверное страдание и противление этому состоянию. Говоря проще, Господь, создавая все в совершенстве, создал и человека совершенно здоровым. Любая болезнь – это, прежде всего надругательство, осквернение святыни. Болезнь вошла в человечество грехом, грехом и удерживается. Практически любой с легкость проведет параллели между своими грехами и недугами. Есть, правда, исключения, когда болезнь попускается Господом для укрепления характера человека или закаливания в нем праведности, но речь сейчас не об искушениях святых, а о нас – простых смертных. Милосердие Божье и в этой, казалось бы, безвыходной ситуации спасает человека. В боли и немощи, открывается надежда для духа человеческого, который уже не виден и не слышен из-за нескончаемых потребностей плоти. В болезни проявляется плотская немощь, дающая реванш человеческому духу. На больничной койке, особенно провожая взглядом соседа по палате, которого вывозят укрытого с головой санитары, плотское естество сжимается в своем животном ужасе, и затурканный и забитый человеческий дух вдруг начинает дышать. Судорожно, прерывисто, импульсивно, но все же дышать. Из глубины подсознания всплывают некогда слышанные молитвы. «Господи помилуй…» - делает вдох дух человека, «Отче наш…» начинает трепетать душа…плоти страшно, и вот – рука импульсивно творит крестное знамение. Премилостивый Господь трансформирует недуг из проклятия в средство благодати, подобно тому, как делал горькие воды мертвого источника животворящим родником.

«Как тревога – так до Бога». «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Народная ирония высмеивает богомольцев, прозревших от пришедшей беды. Но так ли Господь? В притче о блудном сыне отец идет на встречу промотавшемуся отпрыску и плачет от радости. В этот момент не важно, насколько неправ блудный сын, в этот момент важно, что они снова вместе. Проходя дорогою болезни, лишения, горечи, мы имеем утешение: как только мы обратим свои жестокие сердца к покаянию, в тот же момент Господь выйдет нам на встречу. Только бы не свернуть. Иначе боль, причиненная недугом, будет напрасной.

Господь сдержал силу смерти, которая вошла в мир через отступничество человека. Своим милосердием он смягчает силу удара. И межу жизнью и смертью появляется болезнь, как кричащее проявление немощи плоти перед проклятием тления. Болезнь – это притча о смерти, которую неустанно повторяет нам Господь для вразумления наших блудных сердец, алча утешить нас, как только мы свернем с пути, ведущего в погибель. Душа, в глубинах своих еще не забывшая Творца, интуитивно или даже инстинктивно творит молитву, когда приходит беда или страдание.

Несомненно, болезни лечить нужно. Я против религиозного упоения болью и немощью. Но лечение одного тела, совершенно бесперспективное занятие, т.к. неусвоенные уроки подлежат повторению. Не потому что Господь жесток, а потому что человек рано или поздно возвращается к непокоренным рубежам. Болезнь пришла через духовный проступок, и не может быть решена сугубо плотским, телесным путем. Болезнь, проигнорированная духовно, ни куда не уходит, она мутирует, видоизменяется, затихнув на время, нарастает, меняет маски – диагнозы. Именно скорбью в болезни Господь спас многие и многие души. Позволив им пострадать временно, он помог им избежать страдания вечного. Это не эксперименты или опыты «высшего разума» над нами неразумными. Христос переживает всю нашу боль вместе с нами, искупая нас из мира тления. В этом Его великая искупительная жертва. Не в каком то странном обряде, совершенном когда-то давно, а именно в том, что он искупил всех, искупая каждого. Творец, сострадая нашей боли, терпит ее вместе с нами. По сему, если довелось нам иметь недуг, значит, Господь допустил сие с определенной целью. Мало что можно назвать столь же кощунственным, как болезнь без исповеди и покаяния. Страдание творения и сострадание Творца оказываются бессмысленными. Разве это не святотатство?

Евангелие говорит нам, что не всякая болезнь, это наказание за грехи человека. Но не следует забывать, что исключение, не отменяет правило. Слишком многие сегодня анализируют чужие болезни: «А чем провинился вот этот ребенок?», «А куда Бог смотрит?». Копаясь в риторических вопросах, они просто трусливо оправдывают свои грехи, переросшие в болезни и недуги. Горькое лекарство страдания, способное излечить душу, выплевывается ими. Тело пичкается медикаментами. Идол поедает жертвы. Безумие продолжается. И совершенно не при чем эти детки, которые имеют недуги абсолютно не соответствующие их греховному опыту (они-то, как раз, практически не задают вопросов «за что?»). У душ, подобных им, свой сокровенный разговор с Творцом. Эти незаслуженные недуги своего рода прививка от смерти, проявление особой милости, дабы, разрешившись некогда от тела, они вошли в радость Творца совершенными и чистыми. Таких чад не нужно жалеть, не нужно завидовать им в религиозном экстазе, их нужно просто любить. Эта их священная миссия, которую они исполняют среди нас, экзаменуя нас на жестокосердие и равнодушие. Это их служение, и Господь не оставит их без милости.

Что же наши недуги? Имеют ли они то очистительное действие, которому предназначены? Или мы снова и снова отторгаем милость Бога, желающего очистить нас от наших же нечистот? Тогда какая нам польза от всего этого? Каков же путь? Вопросы, вопросы, вопросы…Как-то одного человека спросили, как ему помочь. Он же ответил: «Просто…не мешайте». Вот и мы, зачастую, просто должны не мешать душе искать своего Творца. Кому, оказавшись на одре болезни, вдруг не хотелось очиститься от греховного опыта накопленного в течение жизни, исповедаться, попросить милости у Бога? Думаю, в подавляющем большинстве, мы имеем подобные переживания. Это не случайно, это нормальная, здоровая реакция нездорового организма. Многие желают этого, но многие ли делают хоть что-то? К сожалению, единицы. Я лично знаю многих людей, которые годами живя в тяжких недугах, никак не могут дойти до исповеди, совершенно осознавая ее необходимость. Самое распространенное оправдание: «Некогда!». Снова и снова мы упираемся в это - «Некогда!!!» - это проклятие нашего времени, этот приговор за наше безумие.

Как-то человек лет пятидесяти пришел ко священнику, спрашивая – за что ему такой тяжкий недуг? Священник спросил его в ответ – ходит ли тот в церковь? Человек ответил, что у него нет времени на это. Батюшка попросил его представить такую картину: приходишь ты на суд Божий и Господь вопрошает тебя: Чадо, почему не видел Я тебя в церквах Моих молящимся Мне, не слышал голос твой, не видел рук твоих творящих милосердие? А ты ответишь Ему: не было времени! Как так?! - поинтересуется Господь, - Я дал тебе более полувека, а ты говоришь – не было времени? Человеку вдруг стало стыдно. Так и расстались они, священник и человек в недуге, не то чтобы врагами, но и не друзьями. Словно говорящие на разных языках.

11 коментарів:

  1. Кончину мирну, безболезненну, непостыдну у Господа просим!

    ВідповістиВидалити
  2. В поисках волшебной кнопки
    User referenced to your post from В поисках волшебной кнопки saying: [...] это - «Некогда!!!» - это проклятие нашего времени, этот приговор за наше безумие. (с)о. Александр. [...]

    ВідповістиВидалити
  3. правило: болезнь как наказание за грех или как последствие греха?

    ВідповістиВидалити
  4. "Евангелие говорит нам, что не всякая болезнь, это наказание за грехи человека. Но не следует забывать, что исключение, не отменяет правило". - я про это

    ВідповістиВидалити
  5. детишки понятие философское... смысл то тот же..

    ВідповістиВидалити