пʼятницю, 27 серпня 2010 р.

Покаяние, как оно есть.

Напрасно человек, не просвещенный покаянием, пытается отделить ложь от «вынужденной неправды», истину от мечтательной фантазии. Подобно слепому, он не способен различить черного и белого, и неминуемо ошибется. Совесть, очерствевшая в нераскаянных грехах, неспособна реагировать на обличительное действие Святаго Духа. Умирающему не делают компрессов, ему нужна реанимация. Отмершей совести, прежде всего, нужно воскресение в покаянии. Не в плаксивом сожалении о том, что, дескать, каких я ошибок наделал, дров наломал…бедный я, бедный! А в покаянии, которое выражается в обратном действии. С какой силой я стремился ко греху, с такой (как минимум) я должен бежать от греха. Если не существует такой тенденции и человек просто «покаялся», т.е. посожалел о содеянном и, попросив прощения у Бога, сложил ручки, то можно с уверенностью сказать, что покаяния, как такового, не было вообще. Ибо истинное покаяние, неизменно побуждает к действию. Заметьте, не к болтовне на Евангельские темы и о том, какая церковь «самая правильная», а к смиренному, некичливому, порою со стороны вообще незаметному труду. Человек, переживающий покаяние, никогда не будет строг к окружающим и никогда не сможет мыслить категориями, осуждающими кого-то за недостойное поведение или иную религиозную практику. Все это по одной простой причине – в покаянном сердце живет ликование прощеного грешника, в покаянном сердце живет радость спасения, покаянное сердце купается в Божией любви.


…А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

(Лук.7:47)


Кающийся грешник неспособен осуждать и проклинать, неспособен лицемерить и хитрить. Для него это противоестественно, он мыслит совершенно другими категориями.

Для трезвой и полноценной духовной жизни, крайне необходимо осознание своего покаяния. Прежде чем делать какие-либо шаги в духовной жизни, будь то чтение духовных книг, аскетические практики, посты и молитвенные бдения или дела милосердия, необходимо адекватно оценить степень своего покаяния. Для этого нужно просто посмотреть, что окружает нас. Если это бесконечное самолюбование в своей мудрости, когда разум «строчит» нравоучительные проповеди, которые, как кажется, совершенно необходимо записать и «просветить» ими погибающих грешников, в таком изобилии нас окружающих, если наши близкие (особенно семья) кажутся нам недалекими людьми, неспособными принять всю «мудрость», которую мы им несем, если мы чаще замечаем недостатки людей, нежели их добрые качества - тогда… Можно не сомневаться: наше покаяние – это самая большая иллюзия, которая только случалась в нашей жизни!

Покаянное сознание часто содрогается от обилия собственных заблуждений, которые нередко вели и, чего греха таить, до сих пор ведут (хотя наверняка реже, но лишь Божьей милостью) ко греху. О каких нравоучениях может идти речь, когда разум нуждается в исцелении от греховного опыта?

Однажды я услышал замечательную проповедь о том, что сегодняшние проповедники христианства похожи на рыночных торговцев, которые соревнуются в погоне за поголовьем, предлагая самые «оптимальные» пути спасения. У кого дешевле спасение? Действительно, когда послушаешь некоторых, то невольно изумляешься. Оказывается, повторив за кем-то несколько слов молитвы, тебя могут поздравить с тем что: «Ты спасен брат!».

Сначала нам привезли сладости без сахара, кофе без кофеина, шоколад без калорий, масло без холестерина, а когда наши бренные тела с этим справились, нам выдали Евангелие-лайт, Евангелие без Христа. Нет, конечно, номинально Христос там присутствует, но Он какой-то там не Евангельский, уж больно «продвинутый». Невольно вспоминаются истории старцев и затворников о том, как дьявол искусно притворяется Богом, чтоб ввести в блудни наиболее продвинутых и опытных, уже сто собак съевших. Что уж там про нас – простых смертных – говорить?

«Легкая версия Евангелия!» - как бы кричат проповедники. «Адаптированная версия Евангелия для предпринимателей! Дури народ, налоговую службу - и веруй в Бога!» - кричат с соседнего прилавка. «С нами танцуй, Бог хочет, что бы ты радовался!» - доносится ритмичная вакханалия из следующего «дома Божия». И вот – хоровод плясунов экстатически конвульсирует с радостными воплями вокруг Распятия, с которого на весь этот шабаш смотрит измученный Христос. Полные слез глаза не пересекаются ни с чьим взглядом. Христос одинок в Своей скорби за падшее человечество на этом празднике радости и веселья по поводу Его Воскресенья. Будто демоны глумятся над Богом, вымарывая Его образ с Креста, под которым творится очередная шаманская вакханалия.


Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

(Иоан.15:17-21)


Этих слов нет в «Евангелии-лайт»… Нет, их не вырвали из текста, просто «новые пророки» учат своих адептов так читать Священные Писания, чтобы подобные строки проскальзывали мимо сознания.

Не отстает от неокультов и традиционное духовенство, предлагающее за «разумную плату» поездку к мироточивой иконе, обещая за это прощения грехов. Совсем недавно, я слышал о готовящейся поездке женщин к одной из таких икон – для «прощения абортов». Чтение акафистов превращается в спиритические сеансы, акты изгнания бесов, считавшиеся всегда таинством, теперь проводятся перед телекамерами и рассчитаны на массовые аудитории, иконы стали идолами, а попы – шаманами. Евангелие-лайт дает свои плоды! По плоду узнаем дерево…

А зачем тогда Христос, зачем покаяние, зачем изменение жизни, когда, осквернив себя многократным детоубийством в собственном чреве, можно за сто гривен приятно прокатиться и не иметь проблем? Ведь икона наделена силой, которая снимет грех, отчистит от него. Мы идет не к Богу, а к иконе. Мы идем в ад! Евангелие без Христа – это не черта какой-то конфессии или особой религии, это элементарное отсутствие покаяния, а, соответственно, и христианского мышления вообще.

Людям свойственно путать веру с религиозным сознанием. Огромное количество людей, обладающих религиозным сознанием, т. е. знающих в той или иной степени определенные основы духовности – будь то заповеди, библейские тексты, церковные традиции – по наивности называют себя «верующими». Большое количество людей причисляют себя к православным по причине совершившегося некогда крещения и наличия крестика на шее. При этом утверждают, что десять заповедей дал Христос после возвращения из Тибета. А под Святой Троицей иные из нас искренне и непосредственно понимают Христа, Богородицу и Николу-чудотворца. Блаженны нищие духом, конечно. Но ведь откуда-то эти тлетворные заблуждения, расшатывающие основы нашей веры, просачиваются в обнищавшие головы?

Разобраться тут не представляет труда.


Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

(Иоан.14:12-15)


Слова Господа не оставляют нам иллюзий. Насколько мои дела, поступки, похожи на дела Христа, ровно настолько я верующий! Без вариантов.

Не нужно иметь семь пядей во лбу и богословское образование, для того, что бы понять, что нам есть в чем каяться перед Всевышним. Любой желающий без труда найдет литературу, объясняющую, как готовиться к исповеди, что нужно для покаяния. По сему нет нужды, чтобы я дублировал эти тексты. Скажу лишь то, что покаяние – это кропотливый и тяжелый труд, итоги которого подведет Сам Господь, когда мы предстанем пред Ним. А до того часа нужно опасаться давать положительные оценки своей духовности…ведь мы так часто ошибаемся! Упаси Боже ошибиться нам в этом вопросе, ведь на кону стоит наша вечность. Да и не кон это никакой, а наша жизнь – жизнь каждого из нас, каждого, погрязшего в заблуждениях и подчас буквально усыпанного гнилыми яблоками раздора и нелюбви, обильно легшими на землю под деревьями сада, не имеющего никакого отношения к райскому, а, скорее, напоминающего кладбищенский. Видите могилки между подсохшими и преждевременно облетевшими деревьями? Это – наши могилки, а не чьи-то. Пора бы потихонечку вырывать себя и своих деток с кладбища. Путь нелегок, но начало его определено – покаяние. Со времен Иоанна Крестителя Царство Небесное силою берется. Не употребишь усилия – так и будешь гнить заживо в склепе с евроремонтом или на помойке очередного стриптиз-клуба, пялясь на ухоженные туловища топ-моделей. Выбор остается за тобой – ведь ты человек. Свобода – то, что выделяет человека из всего остального животного мира. И не просто свобода, а свобода осмысленная, осознанная.

21 коментар:

  1. Разрывные вещи выдаёте, батюшка!

    ВідповістиВидалити
  2. // Слова Господа не оставляют нам иллюзий. Насколько мои дела, поступки, похожи на дела Христа, ровно настолько я верующий! Без вариантов.//
    мужество!
    спасибо за слово.
    пс
    // Не нужно иметь семь пядей во лбу и богословское образование, для того, что бы понять, что нам есть в чем каяться перед Всевышним.//
    по статистике - это в большинстве мешает (знания надмевают),
    хотя "по статистике" - что не возьми, всё не так.

    ВідповістиВидалити
  3. ..дык жизнь такая... крути головой и записывай...

    ВідповістиВидалити
  4. Некоторые обороты более эмоциональные чем смысловые.

    ВідповістиВидалити
  5. я удивляюсь после этого текста что вы сударь все еще в рядах православия...
    на текст - аминь и если вы этим живете ( Словом живого Иисуса Христа) то надо молиться чтоб в православии таких как вы было раз так в 100тыщ больше чтоб все изменилось в нашем народном православии

    ВідповістиВидалити
  6. "...О, горе мне, грешному! Более всех людей окаянен я, покаяния нет во мне; дай мне, Господи, слезы, да плачу о делах моих горько"...
    "...Мати Божия Пречистая, взгляни на меня, грешного, и от сети диавола избавь меня, и на путь покаяния наставь меня, да плачу о делах моих горько"...
    "...Как не заплакать мне, когда вспоминаю смерть, ибо видел я во гробе лежащего брата моего, славы и образа Божия лишенного? Чего я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде кончины покаяние"...
    "...Верую, что придешь Ты судить живых и мертвых, и тогда каждому будет определено место, старым и молодым, владыкам и князьям, девам и священникам. Где окажусь я? Поэтому взываю: "Дай мне, Господи, прежде кончины покаяние"...
    "...Владыко Христе Боже, страданиями Своими страсти мои исцеливший и ранами Своими раны мои залечивший, даруй мне, много пред Тобою прегрешившему, слезы умиления; да проникнет во все мое тело благоухание животворящего Тела Твоего, душе же моей, подай сладость драгоценной Крови Твоей вместо горечи, которой меня напоил враг; поникший мой ум возвыси к Тебе, и возведи из пропасти погибели, потому что я не имею ни покаяния, ни сокрушения, ни слезы утешительной, возводящих детей Божиих к их наследию. Помрачился умом в житейских страстях, не могу воззреть к Тебе в болезни, не могу согреться слезами любви к Тебе. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровищница благ, даруй мне покаяние полное и сердце, трудолюбиво ищущее Тебя, даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего Образа. Я оставил Тебя - не оставь меня; выйди искать меня, приведи на пастбище Твое и причти меня к овцам избранного Твоего стада, напитай меня с ними злаками Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь"

    ВідповістиВидалити
  7. А что удивительного? В моих словах нет ничего неправославного...

    ВідповістиВидалити
  8. Вы как всегда на высоте в подборе нужных слов.

    ВідповістиВидалити
  9. Спасибо, что в тебе совсем не чувствуется "правильная конфессия". Я бы вряд ли осмелилась другую конфессию критиковать, но у тебя это так правильно выходит - без осуждения и самолюбования. Не зря, наверное, по разным церквям походил)
    А Евангелие-лайт - это беда:(
    сегодня в фэйсбуке кинула ссылку на статью о молодежном служении. Там послание перекликается немного с этим постом. началась такая дискуссия - ужасы)

    ВідповістиВидалити
  10. Кстати кстати
    я сама об этом подумала)

    ВідповістиВидалити
  11. Встречались мне протестанты, которые православных совсем не любят, но под этим постом подписались бы
    прав был Льюис, когда утверждал, что у либералов из разных конфессий куда меньше точек соприкосновения, чем у тех, кто ревностно держится консервативных, "правых" взгядов

    ВідповістиВидалити
  12. это типа "согласен"? или я такую глупость написала?))

    ВідповістиВидалити