середу, 18 серпня 2010 р.

Врать или не врать, вот в чем вопрос... (почти Шекспир)

Вопрос, что есть ложь и всегда ли и она грех – очень больной и неоднозначный вопрос для человека. Не говорю «для современного человека» умышленно, потому как не сомневаюсь, что проблема эта древняя, как мир. Мне не по силам решать такие глобальные задачи, но все же поразмыслить, думаю, не возбраняется.

Вопрос сложен, в первую очередь, тем, что, беря мерилом даже непосредственно Св. Писание, мы все равно попадаем в дилемму.

С одной стороны ясно сказано:


… Когда говорит он (диавол) ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

(Иоан.8:44)


…Всякая неправда есть грех…

(1Иоан.5:17)


С другой стороны в Ветхом Завете нередко можно встретиться с «ложью во спасение», которая не только не вменяется в грех, но и ставится в заслугу. Ярчайший пример Иерихонская блудница Раав, которая скрыла у себя евреев-соглядатаев (шпионов):


И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю. Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом, ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их.

А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле.

(Иис.Нав.2:2-6).


Раав не получила ни какого осуждения свыше.

Напрашивается вопрос: а всякая ли неправда есть грех? Ведь в Ветхозаветных текстах подобный пример не единичный, а наоборот – выражающий некую тенденцию. Напрашивается вывод, что, по всей видимости, с установлением Нового Завета, все это кардинально изменилось. Так ли на самом деле? Опять же множество примеров «лжи во спасение», если не в самих Новозаветных текстах (стили повествований весьма разнятся, в сравнении с Ветхозаветными, в них мало описаний событий из жизни народа), то в истории Церкви, предании, житиях, патериках.

При исследовании данной темы порой создается впечатление, что, чем больше обретаешь фактов и материалов, тем меньше начинаешь понимать, и тем сложнее становится сделать хоть какие то выводы.

А сколько, например, случаев, когда во время войны, за взятки, делались поддельные документы для спасения людей от концлагерей! Сколько во времена гонений было спасено душ, элементарным подкупом должностных лиц. Сколько людей было спасено в смутные времена (которые на Руси постоянно) в монастырских стенах, когда монахам приходилось говорить в глаза преследователям, что они никого не скрывают! А сколько из них затем стали подвижниками благочестия. А знаменитые беглянки святые, которые подвизались в иночестве, выдавая себя за мужчин, что не помешало им достигнуть святого жития.

Сегодняшняя наша жизнь буквально пропитана ложью и компромиссом. Для верующих людей вопрос просто иногда встает ребром и за трапезой кусок в горло не лезет. Как быть? Как отделить «компромисс» от греха, где заканчивается немощь нашей духовности и начинается явная нечистота лукавства, продуманного практицизма?

На мой взгляд, вопрос неправды и компромисса – это юрисдикция Духа Святаго, который соблюдает верных здесь на земле, в земных обителях. Он Сам, по мере возрастания нашей веры, по мере обретения нами благочестия, начинает нам вменять в грех то, что мы считали еще вчера вполне допустимой мелочью.


…не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

(Рим.12:3)


Ибо только Господь знает, какую меру воздержания мы в силах понести, дабы наше духовное бытие не превратилось в пугающий соседей духовный мазохизм.


…и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

(1Кор.10:13)


От нас (верующих) же требуется, прежде всего, послушание Господу. Если мне в молитве стал препятствием мой очередной компромисс, то не стоит сомневаться, что он мне вменяется в ложь, а соответственно и в грех. Если в моих словах звучит нечто, что я явно ощущаю неправдой, то это, несомненно, должно уйти из моей жизни. Если не прервать этого духовного делания, которое Сам Господь Своим Духом совершает в нас, то весьма скоро мы перестанем мучиться подобными вопросами. Мы будем знать ответы, мы будем ощущать их своим естеством, своею душой. Человек, живущий во Христе не номинально, а по настоящему, без проблем определяет для себя действия, от которых стоит воздержаться. Самое главное здесь не идти против своей ожившей совести, которая и будет теперь голосом Духа Святаго.


Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.

(Рим.1:18)

26 коментарів:

  1. смешанные какие то чувства после вашей статьи...я сталкивался с этим я влением в своей жизни сного раз и много раз прикрывал чсвою ложь таким понятием "НУ ПО ДРУГОМУ ВЕДЬ НИКАК" А потом жил как ни в чем не бывало

    ВідповістиВидалити
  2. Я вру, чтобы не огорчать близких...может, неправильно...

    ВідповістиВидалити
  3. Re: О компромиссе
    Владыка Иосиф сказал намного лучше меня, но все равно здорово увидеть очень близкое в размышлениях более мудрого человека. Спасибо.

    ВідповістиВидалити
  4. Библия говорит не только о том как люди говорили ложь, благодаря которой другие были спасены, но также и о том как брали мечь и уничтожали до мочащегося к стене. Убивая, освобождали землю от грешников и нечестивцев и очищали народ. В то же самое время существовала заповедь НЕ УБЕЙ .
    В Писании написано о многих событиях, зачастую крайне неправильных или просто без комментариев. И то, что оно написано на страницах Библии никак не служит поводом делать так же.
    Сколько апостол Павел писал в посланиях о неправде и лжи, и нигде он не обратил внимание на нужную ложь. Итак, ложь - это грех, всякая неправда - грех.Как важно помнить, что у каждого человека есть ещё возможность просто промолчать, чем сказать неправду...

    ВідповістиВидалити
  5. Значит люди прятавшие евреев в своих домах во время войны и говорящие гестаповцам - "у нас ни кого нет" , творили беззаконие... ух нечестивцы.

    ВідповістиВидалити
  6. Вопрос по ходу дела...
    А что если-бы эти гестаповцы переспросили: -"Вы перед Богом говорите,что у вас никого нет?"
    А что если-бы не поверили (а так было не раз) и искали и находили. Что было с хозяевами мы знаем. Если они даже были немцы.

    ВідповістиВидалити
  7. Выходит, что если некий палач, умудриться сформулировать вопрос таким образом, то нужно сразу выдать спрятанных деток на мучительную смерть?
    Я правильно Вас понял?

    ВідповістиВидалити
  8. Так я и задаю вопрос по ходу дела.
    А также то,как будет выглядеть тот кого разоблачат в неправде?

    ВідповістиВидалити
  9. В данном контексте для меня, это будет мученик положивший жизнь за ближнего. А как Вам, решайте сами.

    ВідповістиВидалити
  10. Выражение "Ложь во спасение" на мой взгляд довольно-таки сомнительная.Или не совсем верно выражена.
    Можно сказать "убийство во спасение" "кража во спасение"
    В притчах Соломона написано,что не спускают вору,если он даже был голоден и по этой причине воровал (еду как я предполагаю)
    Казалось-бы, он мог умереть с голоду,или его семья. Чтобы этого не произошло человек воровал. Как видим,оправдания нет в таком случае...

    ВідповістиВидалити
  11. Тогда ответьте прямо -
    Дескать, я считаю, что люди прятавшие евреев от гестапо - великие грешники и нет им оправдания.
    Слабо?

    ВідповістиВидалити
  12. Люди,которые лечили,кормили, прятали евреев от Гестапо делали то,что должен-бы делать каждый человек - спасать взятых на смерть...

    ВідповістиВидалити
  13. Вы можете как христианин ответить?
    Помните ведь - да-да, нет-нет, остальное от лукавого.
    Считаете ли Вы людей прятавших евреев от гестапо, лгущих фашистам (зачастую даже близким людям и соседям) что у них ни кого нет, людьми совершившими беззаконие, которым (во Вашим слова приведенным выше, нет оправдания?
    Да или нет?

    ВідповістиВидалити
  14. Относительно да,да и нет,нет то правильное значение этих слов следующее. Да будет ваше слово ДА, если да, и нет если нет.(Кроме русской Библии есть и другие переводы, иногда более точные)
    Как раз Христос и говорил о том, о чём мы с вами говорим. Если это ДА, то скажи ДА, если НЕТ - то и говори НЕТ, а что сверх (не соответствует действительности ) то от лукавого.
    И если человека прижали и он собирается врать и даже клясться во лжи, то Иисус учил этого не делать.
    Было так, делал так, говорил так -так и скажи ДА. А если нет то нет
    Относительно оправдания то я привёл пример из притч Соломона. Человек, который ворует из-за нужды голода не может быть оправдан. Это место довольно-таки хорошо открывает нам позицию в отношении "вынужденного" греха.
    Библия говорит, что Бог всегда готов принять грешника, кающегося, обращающегося, и только один грех не прощается - хула на Святого Духа.
    Я не уверен, что в отношения поднятого вопроса можно ответить конкретно а ещё и основываться на Библии, и не так легко выработать конкретное правило как поступить. Вопрос можно отнести к разряду личного поступка или ответа каждого.Почему именно так ? Дело в том, что ситуации бывают разные, вопросы задаются по-разному, люди разные (верующие-неверующие)
    Что я могу сказать твёрдо и уверенно, так это то, что Писание учит не говорить неправду, ложь и тому подобное...

    ВідповістиВидалити
  15. Вы снова ушли от ответа...
    Зачем столько писанины, если не можете ответить на простой вопрос.
    Такой диалог, становится совершенно не интересным.

    ВідповістиВидалити
  16. Ваш вопрос звучал так
    Считаете ли Вы людей прятавших евреев от гестапо, лгущих фашистам (зачастую даже близким людям и соседям) что у них ни кого нет, людьми совершившими беззаконие, которым (во Вашим слова приведенным выше, нет оправдания?
    Вопрос задан неверно, особенно в отношении вины и оправдания. Я не писал о беззаконии которому нет оправдания.(Под беззаконием вы непосредственно имеете ввиду людей, говорящих неправду тем же гестаповцам) Соответственно и принять вопрос и отнести к себе не могу.
    Я привёл конкретный пример о краже и конкретный ответ о вине или невиновности вора. На примере вора стоит всего-навсего задуматься над остальным...

    ВідповістиВидалити
  17. О том и шла речь в очерке... Даже мы, имея некий духовный опыт, не можем чаще всего дать однозначную оценку тому или иному поступку.

    ВідповістиВидалити
  18. Совершенно верно.Да и вообще говорить о поступках других и что они чувствуют сложно. У каждого есть совесть которая подсказывает и судит. Мы знаем твёрдо что всякая неправда есть грех, но сказать о некоторых случаях и правомерности действий не так легко, так-как мы только со стороны смотрим а человек которого это касается знает себя лучше.
    Дать указание кому-либо как он должен поступить в случаях приведённых вами - это тоже не так легко сделать. Ситуации бывают разные...вопросы задаются по-разному...люди попадаются разные в подобные ситуации.
    Насколько это важно, чтобы в любой ситуации человек поступил благоразумно. И блажен тот, кто непрестанно находится в общении с Творцом и черпает силу и мудрость от Него.

    ВідповістиВидалити
  19. Вот мы и пришли к общему знаменателю. Аминь.

    ВідповістиВидалити
  20. А я вообще то несогласен (в данном контексте) с тем, что ВСЯКАЯ ложь- грех. Грех, это то в чём надо каяться, а если я не предам ближнего на смерть это что - грех?
    Думаю нет, если я тут скажу "правду", то эта вот "правда" будет от диавола, потому как правда не предаёт.
    По сути ложь- это КОНЕЧНО грех. Но не надо забывать, что каждая греховная страсть это искаженная добродетель. Так, например, христиане должны обманывать диавола и подвижники древности с этим прекрасно справлялись. Думаю, что как ложь бывает оПРАВДАна, так и правда бывает лживой, в зависимости от того зачем ёё употребляют. Знаете как в пословице: "Что за правду мне сказать, чтоб в глаза тебе солгать".
    P.S. "не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда"

    ВідповістиВидалити
  21. Понять где перешагнул эту тонкую грань, можно наверное только имея очень чуткое к Духу Святому сердце.

    ВідповістиВидалити
  22. Да Вы правы, как говорил Конфуций(по поводу тонкой грани): "Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее - то же самое, что ее перейти".
    Однозначным быть нельзя в любом случае.

    ВідповістиВидалити
  23. Оставим решать Богу...Он не ошибется.

    ВідповістиВидалити
  24. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
    И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши;
    ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все.
    (1Ин 3:18-20)

    ВідповістиВидалити