Около половины тысячелетия в христианском мире имеет место полемика о крещении детей. Доводы и аргументы с обеих сторон полемики достаточно тверды и ни одна из сторон не собирается уступать. Логично, ведь вопрос о святом, о краеугольных камнях вероисповедания, о доктринах лежащих в основании. Хотя стоит заметить, что далеко не во всех регионах и не во все времена, вопрос этот стоял остро, т.к. стороны спора явно не равны. На позиции сторонников крещения детей стоят все христианские традиционные деноминации, т.е. все католики, православные, и большинство традиционных протестантов. В оппозиции к ним протестанты, имеющие в своих катехизисах баптистское (анабаптистское) понимание крещения. Аргументы обеих сторон избиты и общеизвестны, посему повторять их нет ни какой нужды. Но я все-таки решился описать свою позицию в этом вопросе, т.к. служа, в таком полинациональном и поликонфессиональном месте как Одесса, мне неволей приходиться сталкиваться с проблемами людей вызванными «крестильной» полемикой.
Как православный священник и естественно сторонник крещения детей, я позволю себе только один аргумент в защиту своей позиции. Ключевым аргументом, в своем богословии сторонники анабаптизма считают то, что они поступают во всем «по Библии».
Но ведь не нужно иметь «семь пядей во лбу» или богословское образование, что бы понимать, что само крещение как раз и не описано в Библии! Из текстов Священного Писания, мы достоверно знаем только то, что в совершении «иоаннового крещения» использовалась вода Иордана и совершалось оно «в покаяние», а так же знаем что иное крещение «во Христа» или «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» совершалось так же при помощи воды но уже не обязательно иорданской. Самого описания последовательности таинства крещения в Библии нет! И это есть факт! Логично предположить, что таинство крещения во всех деноминациях христианства совершается на основании иных письменных или устных преданий. Если в позиции традиционных церквей все понятно, есть конкретные документы и церковные каноны, на основании которых складывается последовательность действий при таинстве и требования для его совершения. Самый первый документ «Дидахе или учение двенадцати Апостолов», датирован началом второго века (практически ровесник Евангелий) говорит о крещении, буквально следующие: (Глава VII.) «Что же касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это, крестите в живой (проточной) воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа». Далее на протяжении всей истории Церкви мы имеем четкое преемственное обосновании и описание всех таинств, которые сегодня совершаем в наших Храмах. То есть, представители ортодоксального христианства совершают таинство крещения, полагаясь на конкретные указания и требования, выработанные в первохристианских общинах и зафиксированные в конкретных документах. На чем основывают последовательность крещения и требования к его совершению люди «живущие по Библии» до сих пор не понятно. Ясно только одно: не на Библии - это точно. В Библии просто нет описания совершения крещения.
Вернусь к основной теме, к крещению детей. Меня как простого священника интересует больше не догматическое обоснование крещения детей, оно обосновано до меня и достаточно основательно. Меня как рядового священнослужителя интересует душепастырское значение необходимости крещения детей. Имея сам двоих детей, я на практике убежден, что крещение детей, как неотъемлемое условие воцерковления души маленького человечка, принятие его как полноправного члена христианской общины не только возможно, но и крайне необходимо.
Традиция крещения детей начинает складываться во времена гонения на первых христиан.
В те времена, как правило, люди обращались в христианство семьями, или «домами», т.е. со всеми домочадцами обращались и рабы и слуги и просто близкие люди. И под гонения попадали соответственно, все вместе. Гибель детей всех возрастов или вернее не зависимо от возраста, вместе с родителями христианами не являлась чем-то из ряда вон выходящим. Грудные детишки становились настоящими мучениками за Христа раньше, чем могли научиться говорить. Из-за нестабильности быта христиан подверженных преследованиям, многие из детей находились в постоянной опасности остаться сиротами и быть порабощенными и воспитанными язычниками, врагами Евангелия. Такая перспектива для своих детей, рассматривалась христианами много более худшею, чем преждевременная смерть. Вот в такой ситуации, органично и естественно возникает традиция крещения детей. Для людей того времени являлось совершенно естественным посвящать своих детей в свое сообщество, свою веру не зависимо от возраста. Особенно для обращенных из иудеев, которые обрезали своих мальчиков уже на восьмой день от рождения, ведь заповедь крещения давал тот же Бог, который заповедовал обрезываться. Не зная, что принесет им завтрашний день, христиане старались окрестить новорожденное чадо как можно раньше. Согласно устоям христианских общин, крещеный человек становился полноправным членом общины, независимо от возраста статуса или иных качеств. Когда младенцы практически ежедневно становились Христовыми мучениками, погибая со своими родителями на кострах и аренах Римской Империи, ни у кого не возникало вопросов: достойны ли они крещения или причастия. Более того, тогда же существовало и «крещение кровью», когда исповедник погибал от рук палача, не успев принять крещение от пресвитера или епископа. Пролитая им кровь заменяла собой «воду иорданскую» в которой сам Господь крестил своего мученика. Бывали и случаи крещения с использованием песка или земли, так как наука того времени уже ясно знала, что любая почва вплоть до раскаленного песка содержит в себе субстанцию воды. В тюремной камере с земляным полом для умирающего человека или для людей выкинутых на песок Колизея это было принципиально важно. Нам имеющим водопровод в каждом жилище кощунственно даже ставить под сомнение правильность совершения этих таинств.
Детки приводились, а чаще приносились на крещение своими восприемниками, т.е. крестными родителями которые, по сути, принимали обеты (уже самим фактом участия в таинстве) вырастить, в случае беды с родителями по плоти, этих детишек в вере Христовой. После появилась традиция не быть крестными родителями мужем и женой, что приводило к тому, что в крещении ребенка принимали уже две семьи, одна со стороны крестной матери, другая соответственно от крестного отца. Во сколько же раз это увеличивало шансы крещаемого младенца на христианское будущее. Помимо всего он становился полноправным членом общины, разделяя с ней не только тяготы и лишения, но и благодать, изливаемую Господом на своих верных учеников.
Предвижу возражение оппонентов: «Тогда были другие времена!». Да, несомненно, время было другое, но намного ли нынешнее время спокойнее и благодатнее? Меньше ли гибнет сегодня душ безверии и грехах? Неужели сегодня мы должны меньше хранить своих детей? Почему же мы считаем возможным не спросив своих чад дать им имена, какие взбредет нам в голову, свои фамилии, национальность, наследственность, включая всевозможные заболевания, затем начальное, а зачастую и высшее образование. Мы считаем правильным, привить детям свою систему ценностей и прочие вещи, так почему же мы должны отказываться соделать их соучастниками в жизни Христовой Церкви с первых дней жизни? А как это сделать, отказывая им в самом первом и важном условии воцерковления – таинстве крещения. Конечно, для этого нужно самому быть христианином истинным, а не номинальным, но это уже другая тема для разговора.
Посему я счастлив, что мои дети во время Литургии пребывают в Храме не как ротозеи и зрители, а как соработники в общем деле, ведь слово «Литургия» так и переводится: «делать вместе» (общины, разделяющие себя во время воскресного служения на «детские» и прочие группы, разрушают себя изнутри). Требование к деткам одно: с семи лет прежде причастия ребенок должен исповедоваться, т.е. исповедать свою веру и признаться в грехах и проступках. Служба Божия не разделяет мою семь, а собирает. Мы не только живем под одним кровом, но и приобщаемся одной Чаше молясь одному Богу и в моей пятилетней дочери, я вижу не меньше благоговения, чем в остальных причастниках. Слава Богу, за то, что мое исповедание делает сие возможным.
В нашей общине проводится посвящение младенцев Богу (молитвой), как у израильтян, когда они приносили детей в Храм для посвящения Богу. Это важный момент для родителей, они должны понимать, что им доверено Божье дитя, и они перед Богом в ответе за него.
ВідповістиВидалитиА по поводу первых христиан-мучеников, то разве Бог не знает, чье это дитя и как погибло. Думаю вас это не касается, но для большинства (и не только в ортодоксальных общин) обряды сегодня стали способом "поймать" Бога, мол вот я сделал, все как положено и Богу просто некуда деваться, должен благословить...
Для меня крещение, это не столько таинство, сколько обещание доброй совести (как апостол Петр писал) жить по заповедям Божьим. Крещение само по себе ничто, Господь спасает. Ведь и разбойник на кресте крестится не смог, да и в тюрьмах многие гибли без крещения, но Христос принимая крещение от Иоанна (абсолютно не имея в этом нужды) совершил его за всех тех, кто не успел и не имел возможности. Будем уповать на Христа, а не на обряды.
... замечательная проповедь пан капеллан! ...
ВідповістиВидалити+100000000000000
ВідповістиВидалитиЭто мое личное мнение, которое сложилось при изучении Писания и миссии Христа. Если Он мог умереть за наши грехи, то почему не мог за нас и крестится? Вот свежий пример, как это происходит в жизни - http://pastor-alex.livejournal.com/27123.html.
ВідповістиВидалитиПо поводу крещения во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, я глубоко тему не исследовал, но при чтении Деяний Апостолов и посланий нигде такого крещения не встретил, упоминается крещение во Христа. Нравится мне это выражение. Ведь крещение - это погружение (с греческого) ВО ХРИСТА. Погружаться в Него, изучая Его жизнь, постигая Его характер, безмерную жертву... Вот где сила жизни, вот где спасение.
Отче, я согласен, что в статье есть масса незрелых вещей, хотя я точно не высасывал из пальца все приводимые аргументы. Достаточно "погуглить инет" на эту тему. Критику воспринимаю как наставление, за что Вам благодарен.
ВідповістиВидалитиОтвете мне пожалуйста на два вопроса:
1. Если бы у Вас были дети, крестили бы Вы их?
2. Если к Вам приносят на крещение ребеночка, Вы совершаете крещение или ссылаясь на Тертулиана, Григория Нисского и др. пристыдив родителей, отправляете их восвояси?
Если "само по себе ничто", почему же протестанты (анабаптистского толка) принимают в свои общины, только через перекрещивание?
ВідповістиВидалитиСпасибо.
ВідповістиВидалитиПо поводу количества воды, полностью согласен, что крещение должно проводиться через полное погружение, если только это возможно. То что из-за лени и косности этим пренебрегают, это тоже ужасно.
Только замечу следующее - если крещение окроплением в мирное время, это безусловно, глумление. То на сколько же большее глумление - перекрещивание.
Павел посчитал необходимым перекрестить учеников, которые знали только крещение Иоанна, и тут не было для них ничего противозаконного. Так и здесь, мое крещение в младенчестве как для меня так и для родителей по большому счету была просто перестраховка (а вдруг поможет), потому как до 11 лет о Христе и не слышал ничего. А к 20 годам я хоть и слыхал, но на мою жизнь это никакого влияния не оказывало. Я потому пишу, что крещение само по себе ничто (хоть православное хоть анабаптистское), без веры оно не имеет никакой силы. Но когда Господь открылся мне, показал Свою любовь и всю мерзость пути грешника, то и крещение стало новым рождением. Иисус и Никодиму сказал, - "надобно тебе родится от воды и Духа".
ВідповістиВидалитиАп.Павел не совершал над учениками повтороного крещения во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Иоанново крещение не было христианским Таинством и вообще Иоанн был пророком ветхозаветным.
ВідповістиВидалитиА зачем, тогда вы перекрещиваете даже крещенных в сознательном возрасте?
Лично знаю таких примеров немало.
Кстати, только ленивый сегодня не знает, что в Синодальном переводе Нового Завета в этом месте -
Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
(1Пет.3:21)
... явная ошибка.
В греческом оригинале (и в церковно-славянском тексте, который по сути является "калькой" с греческого) написано не "обещание" а "испрошение" у Бога доброй совести.
А если мы крестимся осознано давая обещание доброй совести, то мы сознательно делаем себя заведомо клятвопреступниками, т.к. и после крещения много согрешаем, оскверняя совесть.
Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.
Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
(Еккл.5:3,4)
Дякую...
ВідповістиВидалитиСпасибо за пояснения по 1Пет.3:21. Мысль мне ваша понятна и полностью с ней согласен (зря всех, кто не знает греческого перевода 1Пет. 3:21, списываете в ленивцы :(). Встретил вот такой перевод этого текста (кстати у Огиенка таки "обітниця") - Не в том здесь конечно дело, чтобы с тела грязь смыть, но в готовности с чистой совестью жить пред Богом, через воскресение Иисуса Христа... Дома еще посмотрю, какое это греческое слово и где применяется.
ВідповістиВидалитиУ нас с вами разное понимание крещения. Для вас крещение - это Таинство. Протестанты же понимают его, как рождение нового человека. Посему у нас есть разномыслие по этому поводу. Я не пытаюсь вас переубеждать. Я предлагаю углубится в тему крещения, крещения во Христа, крещение огнем и Духом...
АМИНЬ!
ВідповістиВидалитиудовлетворения любопытства ради
ВідповістиВидалити... кто Ваша паства? ... старики - молодёжь - соотношения ... и чейный Вы - РПЦ или новенький (полагаю понимаете) ...
Re: удовлетворения любопытства ради
ВідповістиВидалитиВ профиле все есть...
Я разве призывал где-то к тому, что попало под категорию "глумление"?
ВідповістиВидалитиКрестил окроплением в больнице тяжело больных, многих практически при смерти, которых погрузить полностью ну ни как нельзя было.
Я делал что-то не по православному?
Про ленивых, это не в обиду... это так, для красного словца)))
ВідповістиВидалитиНедавно, на одном местном форуме, православный церковный староста(РПЦ МП), выссказал такую мысль о Таинстве:
ВідповістиВидалити"По моему недостоиному мнению чисто субъективно я считаю: лучше походить некоторое время некрещеным и креститься позже с пониманием сути этого великого Таинства, чем быть крещеным "куском мяса", который про церковь ничего не знает, не хочет знать, не интересуется, просто проходит мимо храмов или даже осуждает христиан и священнослужителей".
За что я заподозрила его в уклонении в протестанство.
Он прав, когда речь идет о взрослом, вменяемом человеке, то с него и спрос другой.
ВідповістиВидалитиRe: удовлетворения любопытства ради
ВідповістиВидалити... ЗАГЛЯНУ ...
Совсем нет... раскапываю свои статьи и заметки вот поместил... кстати писал по просьбе баптистов для открытой полемики в газете... только вот найти не могу эту газету в бумагах, давно это было.
ВідповістиВидалитиВ тексте изменил только возраст дочери.
Ну в этом, мы солидарны...
ВідповістиВидалитиЯ не могу решить за всю Церковь, впрочем как и Вы... просто будем сами поступать по мере веры, которую уделил нам Христос.
ВідповістиВидалитиЗдорово... хотя к игровым видам спорта, я как то флегматичен.
ВідповістиВидалитиНравятся технические и немного контактные.
Re: немного контактные
ВідповістиВидалитиС каждым годом все менее интересно... люблю психоделические фильмы больше... с завернутым сюжетом.
Re: немного контактные
ВідповістиВидалитиПодкиньте названия фильмов;) Интересно, что смотрят священники:)
Re: немного контактные
ВідповістиВидалитиПоследнее из категории "вынос мозга" - Лост.
Очень нравится Гиперкуб.
Re: немного контактные
ВідповістиВидалитиА зачем Вам вынос мозга?:)
Re: немного контактные
ВідповістиВидалитиА с какою целью спрашиваете?
Re: немного контактные
ВідповістиВидалитиМожет здесь есть тайный смысл?
Re: немного контактные
ВідповістиВидалитиТут, по моему, даже обычного нет, не то что тайного...
Re: немного контактные
ВідповістиВидалитиА Вы не смотрели "Библейские сказания. Моисей" ? Нам с дочкой очень понравился. Там такие спецэффекты!
Re: немного контактные
ВідповістиВидалитиДа... на уровне... мне понравилось.
Спасибо за ссылку. Стала более понятна позиция православия в вопросе крещения детей. Сама статья полемическая, поэтому протестантский взгляд на крещение освещен только с критической точки зрения. Я верю, что Господь ищет спасения и для крещенных не крещенных в детстве детей. Насколько крещение в младенчестве помогает, судить сложно. Отмечу, что в адвентизме (за весь протестантизм не знаю)есть рекомендации, при желании ребенка, крестить до совершеннолетия, начиная с 10-12 лет (по аналогии с израильским народом, когда мальчиков приводили в храм в 12-м возрасте). На западе, в латинской америке, в основном так и происходит, у нас пока с этим не спешат, старая закалка.
ВідповістиВидалитиКрещение это один момент жизни, а характер и выбор ребенка формируется в ежедневной практике семьи. Утренняя и вечерняя молитвы, изучения Писания, приучение к труду и т.д. и т.п. вот, что важно для ребенка (не умаляя роль крещения). Я сегодня думаю как мне их учить, как своим не совершенством и ошибками не стать камнем преткновения для них, как открыть любовь Божью, чтоб они приняли Его в свое сердце и любили всею душою. Особенно в наше время, когда уроки сексуального образования начинают с 1-х классов, когда ребенок может пожаловаться по телефону доверия, что отец ремнем наказал, да и с развитием ювенальной юстиции, не знаешь, как долго ребенок будет с тобой.
Если проводить аналогии с израильским народом, то обрезание (присоединение к народу Божию)в восьмой день от рождения, будет намного уместнее.
ВідповістиВидалитиА про сексуальное воспитание не грустите... один человек с Богом в сердце и разуме, сильнее всего мира.
приняла к сведению :)
ВідповістиВидалитигут
ВідповістиВидалитинаверное, согласна в последнем абзаце про разделение
ВідповістиВидалитидумай думай.... тебя ни кто не торопит
ВідповістиВидалитиу нас отделяется только воскресная школа для маленьких
ВідповістиВидалитиодин какой-то пастор говорил, что они тоже против разделения наг руппы
и не упрощают Слово до детского уровня, а, наоборот - раздают им перед служением брошюрки с пояснениями, например (как-то так)
я вообще против всяческого упрощения
в моем понимании, воскресная школа, должна быть в другое время
ВідповістиВидалититут я уже не знаю, что сказать
ВідповістиВидалитипотом скажешь
ВідповістиВидалитив контексте моей церкви - я не согласна
ВідповістиВидалитино в контексте православной - да, соглашусь)
вот именно
ВідповістиВидалитину вот - я подумала)
ВідповістиВидалитиэто гут
ВідповістиВидалитии осталась при своем мнении)
ВідповістиВидалити)))
ВідповістиВидалити