пʼятницю, 3 вересня 2010 р.

О браках с иноверцами и неверующими...

Пару лет назад меня спрашивал корреспондент молодежного христианского издания о моем отношении к бракам между верующими и не верующими людьми. Я, не задумываясь почему-то ответил, что не знаю таких браков. Прошло время, и когда подняли эту тему снова, я понял, что в своем утверждении уверился еще больше и могу только повторить все сказанное мною тогда (только, наверное, намного более убежденно).


Существует, так называемая, проблема формулировки, т.е. полемика продолжается годами из-за не верно сформулированного вопроса. Буквально этот вопрос звучит так – «Возможен ли брак, между двумя людьми, один из которых является членом христианской общины, другой не является». Но тогда это решать может только сама община! Банальным большинством голосов. Другого выхода нет. Любое сообщество принимает взаимные обязательства и это нормально, тем более для христианской общины.


Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.


(Гал.6:2).


…есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.


(Еф.4:15-16).


Член общины, бунтующий против правил общины уже пребывает «вне» духовно. Чем дольше будет противостояние, тем больший урон потерпит и община и сам оппонент. В жизни больше всего войн, где нет победителей, зато вдоволь поверженных. К сожалению, потерю одного из пасомых многие «горе пастыри» воспринимают как личное поражение. Существует, по-моему, достаточно неадекватная тенденция оценивать качество духовника по «поголовью» паствы. Часто битва за члена общины идет столь ожесточенная, что многие терпят такое разочарование, что потом многие годы (бывает и до смерти) не хотят слышать о церкви. Конечно, предостеречь необходимо, но с любовью, как и во всех других случаях. Душепастырь не может, да и не имеет право жить чужую жизнь, он имеет право любить, переживать и молиться. Самое страшное, когда пастыри начинают угрожать непокорному именем Бога, забывая, что Спаситель претерпел крестную смерть и за это неразумное чадо тоже. Здесь сам священник уже становится кощунником, представляя распятого Господа палачом, к тому же действующим по его указке.


…пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. (1Пет.5:2-4).


Священное Писание дает нам ясный пример в притче о блудном сыне. У заблудшей души намного более шансов ко спасению, если есть место наполненное Божией любовью, ждущее с прощением и без упрека. Не для этого ли вообще создаются общины? К сожалению таких оазисов любви практически не осталось.


…и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь.


(Матф.24:12).


Конечно, община может, да впрочем, и обязана защищать свое внутренне благочестие, но не следует, помыв ребенка выливать его вместе с водой. Христианство без любви и прощения это страшная машина для манипуляции людьми и наживы…думаю примеры приводить не надо.


Вернемся непосредственно к самой теме. Если сформулировать вопрос так, как его принято задавать буквально: «Могут ли верующие сочетаться браком с неверующими?», то у меня будет целый ряд нестыковок.


Первое: «А кто им запретит?». Сегодня существует светский институт регистрации актов гражданского состояния. А священник может только отказаться венчать. И правильно сделает.


Второе: «А по какому обряду?». Неверующий человек не может участвовать в таинстве. Это ясно как белый день, я не могу служить в армии страны, гражданином которой я не являюсь. Тут можно было и закончить разговор, но если в конкретной конфессии венчание не есть таинство, то разобраться намного сложнее. На мой взгляд, просто не стоит становиться частью организации, в структуре, которой нет элементарной логики.


Третье: «Кто верующий?». Последнее и ключевое недоразумение в данной проблеме. Я свято верю (имея ежедневно массу примеров), если бы в этой паре действительно кто-то один был верующим, то вопрос бы не возник вообще. Верующий ни когда не сможет связать себя так сильно с неверующим. Слишком разные системы ценностей. Такие союзы рушатся много раньше, чем может возникнуть вопрос о браке. Ориентируясь на какие принципы, он будут решать вопросы? Ведь ответы христианина и неверующего человека на один и тот же вопрос – это, чаще всего, диаметрально противоположные величины.


Но вопрос все - таки возник. Почему? Есть два варианта ответа:


Первый и самый распространенный. Кто вам собственно сказал, что этот(эта), ну словом один человек из этой пары верующий? Он (она) ходит в церковь, приход, общину, молитвенный дом и т.д. И что из этого? Я хожу в булочную, и что я теперь булочка? Он (она) знает и не спорит с тем, что Бог есть. Бесы ведут себя аналогично…надеюсь, ссылка не нужна? Родители верующие? Так вера не болезнь, по наследству не передается. Убежден – вера этого человека, самая большая иллюзия в его жизни.


Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.


(Иоан.14:12)


Нестыковка «веры» и поведения явно отражает духовное состояние человека. Православная традиция называет такое состояние «прелесть» т.е. человек прельщен той иллюзией которую себе создал. В данном случае придумал себе, что он верующий. Человек, нашел доводы некоего вероучения основательными и примкнул к нему. Не нужно внутренней победы над грехом (на которую уходят годы), не нужно глубокого воцерковления, не нужно измененной жизни…хотя непонятно как без всего этого назвать кого-то верующим? В кредит, что ли? Если вот такие слепленные на скорую руку «верующие» затем чудят в общинах, кто виноват? Или того интересней, дети верующих родителей, они даже такого курьезного «покаяния» не пережили. Они получили все «автоматом». Погоня за численностью обернулась против самой общины.
 

Второй (достаточно редкий) вариант. Тот персонаж в паре, которого принято называть «неверующий» на самом деле имеет серьезные начатки веры, но совершенно не приемлет той организации в которой состоит «верующий»…и зачастую совершенно правильно делает.


В реальной жизни все намного сложнее и каждый случай по своему уникален. Что бы разобраться во всем этом нужны любящие пастыри молитве и скорби за гибнущие чада пребывающие.

21 коментар:

  1. кая часть верному с неверным? ©

    ВідповістиВидалити
  2. Мы вот тут верного то и пытались отцедить...

    ВідповістиВидалити
  3. Скажу крамольную вещь. Встречая "воцерковленного" христианина, задравшего нос от того, что он такой верующий, я радуюсь, что мой муж считает себя неверующим. Не хотела бы я жить с подобным самодуром.

    ВідповістиВидалити
  4. Мне кажется, причины всех подобных вещей нужно искать в том, что у нас (в России и в Украине, во всяком случае) национальное осознание завязано на самосознании религиозном. Ну, в том смысле, как мой отчим, который всю жизнь пил и пьет по черному, никогда в жизни не был в церкви, но гордо заявляет во всех спорах по пьяни с мужиками о каких-то исторических и политических делах, что он, дескать, "православный"! Так что все это не боле, чем "традиция", которая к вере имеет такое же отношение, как я к балету.

    ВідповістиВидалити
  5. Не согласен я однако.Сказано много, да всё как-то не туда. Брак такая штука, что возможно всё, что угодно.
    Но с одним согласен: "В реальной жизни все намного сложнее и каждый случай по своему уникален."

    ВідповістиВидалити
  6. Так я и не старался ответить на вопросы, просто заострил внимание на аспектах которые опасно не замечать...

    ВідповістиВидалити
  7. Спасибо за ваше мнение. Познавательно!

    ВідповістиВидалити
  8. великолепно
    особенно в начале и про блудного сына
    меня этот аспект в последнее время все больше тревожит
    общины превращаются в карательный инструмент ИМХО и пастора и члены церкви воспринимают как личное оскорбление если кто то уходит в другую конфессию

    ВідповістиВидалити
  9. Re: великолепно
    спасибо, заходите, буду рад )))

    ВідповістиВидалити
  10. О браках с иноверцами и неверующими...
    User referenced to your post from О браках с иноверцами и неверующими... saying: [...] тся кощунником, представляя распятого Господа палачом, к тому же действующим по его указке. (с [...]

    ВідповістиВидалити
  11. Индивид или Конфессия?
    User referenced to your post from Индивид или Конфессия? saying: [...] второму. Все же - из всего того что я прочитал мнение http://pankapellan.livejournal.com/7250.html [...]

    ВідповістиВидалити
  12. С третьим пунктом согласна!
    а "какая часть верному с неверным" вообще постоянно вырывают из контекста - там о браке и речи нет. А ведь это главный аргумент в таких спорах

    ВідповістиВидалити
  13. потому что начали считать браком ярмом, под которое нужно преклоняться

    ВідповістиВидалити
  14. на самом деле - дикость, если задуматься
    в 1 веке хомутом называли идолопоклонство, а нынче ничтоже сумняшеся сравнивают с ним Богом освященный союз

    ВідповістиВидалити
  15. в браке до идолопоклонства полшага

    ВідповістиВидалити