вівторок, 28 січня 2014 р.

Вера или перформенс...

Оригинал взят у в Вера или перформенс...
Ну вот, наконец то я созрел (в силу особенности нынешнего времени) написать то, о чем давно думаю. А именно о всяких "крестных ходах", "молитвенных стояниях" и прочих особенностях постмодернистского псевдохристианства.

Совершенно чуждое христианству явление, подобно "вычиткам" http://pankapellan.livejournal.com/95154.html появилось в его нынешнем виде совсем недавно.

Сразу делаю ремарку, говоря о "крестных ходах", я не имею ввиду ходы совершаемые в контексте богослужения и больших православных праздников, особенно  храмовых дней. Здесь как раз все понятно и логично. Я говорю о тех, что совершаются в поддержку чего то или против чего то.

Не нужно иметь богословского образования и достаточно хоть один раз прочитать Евангелие (даже не всю Библию полностью) чтобы понимать, насколько сакральное и интимное действие - молитва. Молитва подразумевает либо уединение -
(Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Матф.6:6)
, Матф.14:23, Мар.6:46 Лук.6:12 и т.д.

Либо согласие с теми кто рядом -
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
(Матф.18:19)


Но ни в коем случае не публично и продолжительно -

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
(Матф.6:5-7)


Вроде бы все предельно ясно, но откуда тогда такая потребность в этих перформансах ?

Вот тут самое интересное... и простое. Вы когда нибудь видели ребенка (а не редко и взрослого) который считает что его игнорируют и недооценивают и не дают ему то чего ему очень хочется. Часто такое чадо поступает таким образом: он уходит в другую комнату или в другой угол и начинает бормотать или разговаривать с куклами (иногда с гостями), но делает это немного громче чем надо, чтобы его услышали те, на кого он обижен и пожалели его или убоялись возможных последствий. Поэтому пространство, кукла или невольный собеседник не являются адресатами его спича, а как раз наоборот, они совершенно второстепенные инструменты для манипуляции теми, чье внимание необходимо привлечь. Вот такой простой и абсолютно неэффективный механизм. Все это говорит о непонимании, закомплексованности и манипуляции.

Уже уловили параллель? Все примитивно. Молитвенно стоящий, "молится" на показ, громко, не для того чтобы его услышал Бог (ибо для этого совершенно ненужно эпатировать публику), а использует Его, для опосредованного давления на тех кто пришел поглазеть. Ремарка психолога - результат от этого либо нулевой, либо противоположный ожидаемому. Намного больше можно достичь обыкновенным диалогом, но в том то и драма, все это происходит от элементарного неумения общаться с людьми человеческим языком.

Многое еще можно сказать на эту тему, но я знаю вы не глупее меня и сами все прекрасно понимаете. По сути во всех этих религиозных перформансах смысл один - как говорит наш "гарант", "пройти процедуру фотографирования". Ибо толку в этом действительно ни какого.


Пы. Сы.

Про священников на Майдане. Если ты не готов закрыть собой человека над которым занесли дубину или в которого летит пуля, разделить всю тяжесть его положения и быта, а просто позируешь перед камерами в рясе с хоругвями, то кроме понтов, в твоем поступке нет ничего... ну можно еще поплакать прихожанам как было холодно и свистели пули, пожалеют и чего нибудь пожертвуют и простят какую нибудь аморалку...


56 коментарів:

  1. Вера или перформенс...
    Пользователь сослался на вашу запись в записи «Вера или перформенс...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Вера или перформенс... [...]

    ВідповістиВидалити
  2. А какой смысл в подъёме записи в ленте через репост самого себя?

    ВідповістиВидалити
  3. в том, что сразу после публикации ЖЖ висел и мне не хватило обратной связи...

    ВідповістиВидалити
  4. Хороший пост. хотя не совсем согласен.)

    ВідповістиВидалити
  5. "Молитвенно стоящий, "молится" на показ, громко, не для того чтобы его услышал Бог" - хуже ещё и то, что не для того, чтобы почувствовать ответ (это просто невозможно - ибо нужно время на обратную связь, а тут жёсткий сценарий). В итоге имеем: "редкий дар" чувствовать ответ на "Царю Небесный" как преп. С. Саровский мирянину Мотовилову показал.
    40 раз "Господи, помилуй" - чисто трансовая методика (особенно для чтеца %) - уж никак к Богу не обращённая. Можно ещё частности разбирать, но... обвинения в панпсихологизме я себе в других ЖЖ давно уже обеспечил)))

    ВідповістиВидалити
  6. Понятно теперь..
    Благодарю за ответ!

    ВідповістиВидалити
  7. ну, если без фанатизма, то ничо)

    ВідповістиВидалити
  8. О показных молитвах
    Пользователь сослался на вашу запись в записи «О показных молитвах» в контексте: [...] и пули, пожалеют и чего нибудь пожертвуют и простят какую нибудь аморалку... Александр Филиппов [...]

    ВідповістиВидалити
  9. Ну какой фанатизм то после ваших намёков "сразу на это всё" и подтверждением из новозаветных цитат?)))

    ВідповістиВидалити
  10. Вера или перформенс...
    Пользователь сослался на вашу запись в записи «Вера или перформенс...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Вера или перформенс... [...]

    ВідповістиВидалити
  11. Хорошо говорите.
    С другой стороны, получается (в т.ч. и по комментам к обеим постам), якобы в одних случаях публичные молитвы --- хорошо и правильно, а в других --- позерство.

    ВідповістиВидалити
  12. это зависит от наличия "зрителей"

    ВідповістиВидалити
  13. Так шо ж теперь, не молиться, если неверные смотрят?

    ВідповістиВидалити
  14. ну если кто-то подглядывал или сделанное на зрителя, это таки две большие разницы

    ВідповістиВидалити
  15. В один из дней, что то помню очень ветренно было, бесноватая Аня(есть такая "звезда" у нас в Кременчуге) вбегает в пономарку с выкриком: «Ох мне плохо, во мне вошел бес, спасайте!» падает в кресло... Ее тело судоржно начинает заходиться в конвульсиях, лицо начинает изображать страшные гримасы и неимоверные корчи. Как раз в тот момент в алтаре были отец Александр и диакон Василий, отслужившие литургию и собиравшиеся уходить. И один и другой из разряда мнительно-доверчивых к человеческой блажи, то есть попросту, по народному - «коников», или придури, как хотите так это и называйте. Отец Василий, испытанное средство, кропит ее святой водой, заливает в рот, за пазуху, крестит. Но силен и могуществен бес, не помогает вода, не берет его и знамение крестное, корчи и конвульсии продолжаются. Отец Александр тут же рядом с о.Василием читает молитвы на бесоизгнание, читает Евангелие, но ох как же силен, лют и коварен этот треклятый сатана. Не берут его ни молитвы, ни Писание, еще сильней взвизги и «брызги». Отец Александр упорно читает, читает и еще читает. Уже от напряжения красный как рак, уже аж вспотел весь, аж испариной покрылся. Не берет и баста…
    Не знаю как долго продолжались бы эти бесоизгнательные потуги. Видимо сам Господь решил вмешаться в сие «пещное действо» и прекратить его. В этот момент в пономарку с улицы вдруг внезапно входит «свежий» о.Петр. «Свежий» в том смысле, что не был посвящен в экзорцические ритуалы данного момента и был в неведении о происходящем. «Аня, О! чого цэ ты?» Эти слова оказались самыми целительными и протрезвительными для всех. Аня вскочила и ее как ветром сдуло с пономарки. Отец Александр и диакон Василий с разведенными руками остались без объекта своего бесоизгнания и как провинившиеся школьники смотрели на отца Петра. Ситуация в общем сложилась, что ни есть, глупейшая, неудобная. Мало по малу, не смотря друг другу в глаза, стали расходиться во свояси.
    «Аня, О! чого цэ ты?» - простые слова удивления, но самые поразительные на злокозненного сатану, как в Евангелии читаем мы: «Только скажи слово и исцелеет отрок мой!», или как в акафисте поется: «…бесов многоплачевное поражение.»

    ВідповістиВидалити
  16. В Твери один батюшка когда-то написал. Сколько раз не изгоняю беса из бесноватых, а он выходит и заходит обратно именно к ним. Писал про одну женщину, к которой бесы возвращались еженедельно. Каждое воскресение они выходили после отчитки и ритуалов, но в других не заходили. Странные эти бесы. По каким критериям они выбирают себе жертв? У нее не было мужа, но приехали дети и поместили ее в больницу. Через 3 недели беснования прекратились. Получается, с такими, церковь и медицина должны работать вместе. Также летом где-то встречалась статья одного священника, бывшего врача. Он писал, что для подобных подмешивал лекарства в святую воду. Эффект был поразительным. Ведь, лекарства тоже созданы по воли божией. Еще замечено, что жертвами бесов обычно стают одинокие женщины после среднего возраста. Почему-то, даже молодые сатанисты-неформалы никогда не беснуются, хотя они должны быть первыми. Значит, сатана кого-то защищает, а кого-то мучает. Почему он выбирает себе таких несчастных жертв? Нападает только на слабых и беззащитных. Его пути, значит, тоже неисповедимы.

    ВідповістиВидалити
  17. думаю, вы описываете обыкновенную шизофрению

    ВідповістиВидалити
  18. Это не я описываю, а привел слова одного священника. А как можно отличить беснование от болезни? Какие критерии?

    ВідповістиВидалити
  19. ну, проще чем кажется... заболевание купируется психотропными препаратами, на беса (смею предположить) таблетки не действуют, ибо бестелесен...

    ВідповістиВидалити
  20. А разве бесы влазят не в мозги?

    ВідповістиВидалити
  21. разве духовные вещи подлежат физиологическому исследованию? ... это даже с шизофренией редко удается...
    ... думаю бес не боится галоперидола, иначе он уже не дух

    ВідповістиВидалити
  22. Есть мнение, что шизофрения - это тоже одержимость. Чьи-то же голоса человек слышит. Кому они могут принадлежать? Думаю, каждый случай беснования, надо рассматривать с двух сторон. Так будет объективнее.

    ВідповістиВидалити
  23. мое мнение - если "бес" реагирует на лекарства, то это не бес...
    простой мужской логикой...
    а как считать, каждый решает сам...

    ВідповістиВидалити
  24. Шизофрения излечивается только в 50% случаев. Половина - это пожизненно. Но дело не в этом. Интересно понимать природу беснования. И уметь различать беснование от спектакля. На самом деле, очень мало священников, которые занимаются экзорцизмом. Да и не любому это под силу. Тут, я думаю, надо быть не только священником, но и немного психотерапевтом. Иногда для изгнания, даже достаточно просто перестать обращать внимание на одержимого. Часто помогает.

    ВідповістиВидалити
  25. Тут уже возникают сомнения в наличии одержимости вообще. Может, я что-то неправильно понял?

    ВідповістиВидалити
  26. для христианина наличие одержимостей в мире - это непреложный пункт его веры...
    просто сама существующая практика экзорцизма действительно подлежит большому сомнению

    ВідповістиВидалити
  27. Ну да. В евангелии описан случай изгнания духа пророчества из какой-то женщины. Просто, сейчас в наше время, есть одержимые? Или это наполовину шоу, а наполовину психболезни? Ведь пока в православии не было экзорцизма, не было и одержимых. Тут есть над чем задуматься.

    ВідповістиВидалити
  28. в Евангелии несколько описаний одержимости
    боюсь на эти вопросы однозначно и до конца, не ответить, ибо духовный мир на пока непостижим в полной мере

    ВідповістиВидалити
  29. Нет, этот "подвиг" бывает пожизненный

    ВідповістиВидалити
  30. Попалась любопытная статья на похожую тему:
    http://www.pravda.ru/world/11-01-2014/1187875-satana-0/

    ВідповістиВидалити
  31. Ну вот молитесь Вы, скажем, перед принятием пищи рядом с неверными православными атеистами...

    ВідповістиВидалити
  32. перформанс - красиво
    це мем такий, з єврейських анедотів походить

    ВідповістиВидалити
  33. из того что я видел, это уродливо...

    ВідповістиВидалити
  34. Це повинно бути РАЗ (молитва на Майдані). Я за двадцять днів коли виходив з метро (лікував майданців в КМДА) завжди бачив і чув цей "попівський шабаш". А ситуація все погіршувалася і погіршувалася - і ось брудна закіпчена вул. Грушевського, вбиті і заручники - все через брехливу піар-молитву.

    ВідповістиВидалити
  35. да, я на ФБ об этом писал, как раз именно с этой позиции..

    ВідповістиВидалити
  36. а вот я никогда не понимала тетенек в метро, читающих Псалтырь или любую другую религиозную литературу. по-моему общественный транспорт - это не самое подходящее место для чтения таких вещей. или это они нарочно выпендриваются?

    ВідповістиВидалити
  37. конечно выпендриваются... но бессознательно

    ВідповістиВидалити
  38. вот к примеру у меня с Богом свои, сугубо личные отношения, и я предпочитаю посторонних людей в них не пускать. и не демонстрировать.
    конечно в церкви я бываю (не в каждое воскресенье, но на самые главные православные праздники обязательно), но это же немного другое.

    ВідповістиВидалити
  39. у христианина еще должна быть община

    ВідповістиВидалити
  40. Вера или перформенс...
    Пользователь сослался на вашу запись в записи «Вера или перформенс...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Вера или перформенс... [...]

    ВідповістиВидалити
  41. Православнутый декаданс!!!!!!!! Имея возможность изнутри наблюдать жисть исстино болящих скажу- такие фокусы и эрекции мозга наблюдаются как последствие длительных крестовых ходов, покаяния за царя битюшку, ночных радений на могилках матронушек и прочих милых экскрементов, тьфу, экспериментов психотехнологов ЗАО "МП РПЦ"

    ВідповістиВидалити
  42. ладно, пусть они сами разгребают свои грехи)

    ВідповістиВидалити