середу, 6 листопада 2013 р.

Щастье раба.

1212_main

Полох сидя на прелой соломе грубыми руками отирал уставшие ноги. Грязь лоснилась на лодыжках и блестла в дрожащем свете лучины. Если убрать стопу с корявыми пальцами под лавку, то запекшийся чернозем походил на голяшки хромовых сопог… «прям как у барина, что пошили ему какие то басурмане…» умилися Полох и почувствовал мимолетный приступ счастья.

Правда потом приехали через неделю какие то люди и ругались с барином, и барин вывел перед гостями дюжину самых видных девок. Гости тщательно их облапали, задрали юбки, проверили зубы и троих забрали с собой, одна из них была средняя дочка Полоха. Говорят, что когда барин ездил за сапогами, то сильно загулял и гости приехали забирать долг. Деньги у барина были, но он не любит их тратить, а девок у него полно, да и бабы еще нарожают. Полох на мгновение взгрустнул, «как там сейчас средненькая?»… но мгновение прошло и он одернул себя от крамольных мыслей… да что ей будет, ну пользуют ее для утех, ну ни чё, не сотрется, да и голодной не бросят ее пока молода, а беззубой она и так ни кому не нужна, хорошо если сдохнет вовремя, чтобы себя и других не мучать, так что если по совести, то он очень неплохо ее пристроил.

Зато у барина сапоги какие! Как то посчастливилось Полоху их начищать, каблучки со скрипом, кожа с матовым блеском, аромат от портяночек шелковых… закачаешься, а самое главное, на сей день, лучшие в губернии. Так говорили кучеры на станции, а они то в курсе всего в мире. Значит барин наш не какой то там, а самый что ни на есть. А что до дочки… все равно ее кормить нечем было, а так хоть какой-то прок и барину радость.

Полох вышел во двор, закурил ядреного самосаду. Двор утопал в грязи и навозе, сам он не успевал убрать, ибо до заката батрачил, а старшего сына недавно похоронил, забили его ироды, бились они стенка на стенку с батраками баринского кума, на спор, у кого парни крепче в работниках. Отбили тогда старшенькому почки и голову, три дня промучался и успокоился, а барин на помин души прислал полведра водки-казенки, Полох с соседями выпил за упокой сына и за здоровье барина и деток его. Не зря погиб сынок, наваляли они соседским батракам, теперь до следующей ярманки пусть и не рыпаются.

Зайдя в сени он зачерпнул из колоды буряковой браги и большими глотками осушил жбан. Мутная тепота наполнила чрево и стукнула в голову. «Да, не казенка, не как баринская, дай Бог ему здоровья…» вздохнул Полох.

В курной хате на лавке беспокойно спала жена, после того как ее выпороли на конюшне, она вскрикивала по ночам и они начали спать врозь. Ну сама виновата дура, когда барчук спер конфеты из буфета и свалил на нее, то она начала отпираться и говорить, дескать не она, а сынка ваш… Дура и есть дура … так бы всыпали и отпустили, а так секли, пока барчук не сказал «хватит»… думали засекли насмерть, ан нет….крепкие они бабы то…

Брага толкнула в мужике смутные мужские желания, Полох было шагнул к лавке жены, но она опять вздрогнула во сне и он махнув рукой вышел опять в сени к колоде с брагой…

Перед сном помолился на тлеющую в углу лампаду. О себе не просил, у него все есть, не хуже чем у других мужиков. Сложив как подобает персты, он перекрестился «Дай Бог здоровья барину и деткам его, будет он да и мы при нем»…

Снилось ему, что прошло несколько лет, барин отдал ему свои уже изношенные сапоги… и шагает он по барской земле не босой не обутый, не сытый не голодный… шагает туда, где херувимы наливают кисель в стеклянные стаканы…

Пинок растоптанным лаптем в спину, вернул его на землю.

- Вставай скотина, солнце уже всходит-, орал пьяный конюх, - пошли работать, барин тебя сказал ко мне приставить…

Полох был счастлив, его заметили, а на конюшне и зимой тепло… Как все таки хорошо, что ты есть и что ты нужен…

156 коментарів:

  1. Печально.
    Что-то там было про раба и "по капле"...

    ВідповістиВидалити
  2. Жесть какая, радость моя.
    "..и шагает он по барской земле не босой не обутый, не сытый не голодный… шагает туда, где херувимы наливают кисель в стеклянные стаканы.."

    ВідповістиВидалити
  3. Тут если по капле, то на пицот лет хватит давить.

    ВідповістиВидалити
  4. У детдомовцев такая же психология, нет?
    Только у них барина нет, так что им совсем плохо...

    ВідповістиВидалити
  5. У детдомовцев про разному бывает... иногда противостояние вообще любой системе

    ВідповістиВидалити
  6. По сути, неплохо описан один день праведника, человека Божия. Незлобие, всепрощение, бедность, смирение, послушание, любовь к начальству.
    Вы создали пародию на христианство, что ли? Может, Вы конфессией или религией ошиблись?

    ВідповістиВидалити
  7. Как-то не в русле христианской доктрины.

    ВідповістиВидалити
  8. Может вы уже блогом ошиблись?
    Где это Христос учил дочек на утеху жлобам растить?

    ВідповістиВидалити
  9. жесть комментарии некоторые, действительно.
    Насчет рассказика - читала я в молодости автора какого-то про сибирскую глубинку пишущего, очень похоже, также живо описывал, фамилию вот забыла.
    правда я тогда помню книжку прочитала его, и зареклась его больше читать .Шибко страшно, это те не фредикрюгер.

    ВідповістиВидалити
  10. жизнь страшнее любого фильма... я иногда бываю в деревнях которые дольше 100 км от Одессы.... там вообще можно ужасы снимать без стереоэффектов

    ВідповістиВидалити
  11. 22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
    (Колоссянам 3)

    ВідповістиВидалити
  12. сижу, как герой из "В джазе тлько девушки" медитирую - яправедникяправедник...шоб чонить обидного не ляпнуть за "праведника" ))) можно так людей раздражать,нет ? )) простите меня все

    ВідповістиВидалити
  13. Это автоматически отменяет заботу о жене и детях?
    Т.е. ответственный и исполнительный сотрудник фирмы, это человек, который с радостью отдаст жену и дочку на сексуальныеуутехи босса и менеджеров?

    ВідповістиВидалити
  14. Мне очень нравится Ваш язык, нравится рассказ он очень атмосферный.
    Что до идеи - здесь описан раб, недалекий, но, кстати, в нем есть чистота, густо смешанная с тупой покорностью, тупым нежеланием подумать.
    Не думаю, что это было массовым явлением, но, конечно, встречалось и встречается до сих пор))

    ВідповістиВидалити
  15. просто тут многое гипертрофированно, как и положенно впрочем по жанру...
    а судя по количеству пацанов погибших в драках и вооруженных конфликтах и по количеству наших женщин во всех борделях мира и по многим другим факторам, то это ужасающе массовое явление...

    ВідповістиВидалити
  16. Юля, где там чистота, я не найду?

    ВідповістиВидалити
  17. держусь, штоб не успорица вусмерть ))

    ВідповістиВидалити
  18. ...есть в этом Полохе что-то правильное, но и что-то ущербное тоже есть. Вышло очень натурально.

    ВідповістиВидалити
  19. вы афтар, что с вами спорить, описали чой-то без выводов.А вот уж кто выводит выводы, вот уж прямо искушение покусать того )))

    ВідповістиВидалити
  20. так с натуры писано щетай... натур таких мильоны

    ВідповістиВидалити
  21. что думать - все написано за тебя же ) бери и говори, бери и делай...зачем думать? эх, грехи наши тяжкие.

    ВідповістиВидалити
  22. была бы подставлена шея - барин на ту шею всегда найдется.

    ВідповістиВидалити
  23. дествительношта, нефиг! дом выметен и пуст!

    ВідповістиВидалити
  24. Ну ачто он мог поделать в данной ситуации. У него своего рода " стокгольмский синдром" и нарисовался собственной персоною.

    ВідповістиВидалити
  25. повод умереть всегда должен быть.... или хотя бы повод выпить

    ВідповістиВидалити
  26. относиться к этому иначе...
    почитайте "Психолог в концлагере" Виктора Франкла... человеком можно быть в любых условиях

    ВідповістиВидалити
  27. Сильно.
    И страшно.
    Не знаю, где там чистота и правильность (пусть даже и немного) - вижу только страшный предел тупости. То есть, не тупости, нет. Какого-то изначального, с рождения, по крови - рабского безумия, ничего общего с христианским не имеющего и близко.

    ВідповістиВидалити
  28. это все вокруг нас... не понимаю, как это можно не замечать

    ВідповістиВидалити
  29. Мораль такова. Издеваться над собой, уродовать свою душу, сознательно тупить и пресмыкаться, еще хуже чужого насилия.

    ВідповістиВидалити
  30. если бы тут была мораль, то она была бы именно такая...)

    ВідповістиВидалити
  31. Ну не каждый самсебепсихолог. Да и умственные способности у всех разные. Некоторые люди сильно нуждаются в руководстве, и тут уж как повезет.

    ВідповістиВидалити
  32. нужда в руководстве - это тоже личный выбор

    ВідповістиВидалити
  33. Не всегда же. Ваш герой просто от рождения не знал иной модели поведения, а быть счастливым хоооочется ....

    ВідповістиВидалити
  34. я давно убедился, что человек не знает того, чего не хочет знать, либо трусит...

    ВідповістиВидалити
  35. Хороший рассказ, правдивый. Всё ж по сути). И в чем антихристианство рассказа и "праведность" сего парня?

    ВідповістиВидалити
  36. К тому же есть (это к обличителям) евангельский наказ: "Кто о домашних не печется, тот хуже неверного". Хотя, может, я где-то не вычитал, что нужно печься о похотях хозяина.

    ВідповістиВидалити
  37. Чистота - в простоте и бесхитростности.
    Другое дело, что эта чистота мажется его глупостью (даже тупостью).
    Вы, когда к такому подойдёте,- увидите, что нет зауми, нет двойного дна. Это чистое.
    И такие души бывают.
    Да и вообще - наши души- это смесь чистого и нечистого. И иногда требуются годы, чтобы в себе это расплести, отделить.)
    Мне не очень нравится идея, я бы считала, что лучше в литературе выводить читателей к свету, хоть чуточку, хоть капельку, но автор - Пан Капеллан, он просто обнажил, что да, и так бывает.

    ВідповістиВидалити
  38. Он - бесхитростен, Макс))
    Но близко к скотскому, даже не животному уровню.

    ВідповістиВидалити
  39. странные комментарии к рассказу.
    Не помню, чтобы христианство=унижению.
    Как же научиться "выдавливать по капле из себя раба"?

    ВідповістиВидалити
  40. такой типаж легко предает и стучит барину на родного брата...
    если подойти по ближе, это очевидно....
    а пустота - это не чистота... это бездна

    ВідповістиВидалити
  41. ну "по капле раба" - это из другой оперы)))
    тут вопрос даже не в унижении, а в животном бытии

    ВідповістиВидалити
  42. так ведь иная простота - она хуже воровства. Простота - это свойство не хорошее не худое.
    Разве ж в том чистота?
    А этот дядько совсем никакущий какой-то, что ни мысль у него - все невпопад.

    ВідповістиВидалити
  43. вот,точно, не смогла так выразить.

    ВідповістиВидалити
  44. а в животном бытии
    животные в данном случае лучше, они за самку дерутся и за потомство тоже.

    ВідповістиВидалити
  45. Re: а в животном бытии
    наверное... но когда щенков продают или топят, собака все равно служит и виляет хвостом

    ВідповістиВидалити
  46. Re: а в животном бытии
    я не уточнила, я о диких животных...всё дело в свободе, да?

    ВідповістиВидалити
  47. Re: а в животном бытии
    В желании свободы...наверное

    ВідповістиВидалити
  48. Я чуть более тонкие вещи имела в виду)
    Ну да ладно)

    ВідповістиВидалити
  49. как хорошо, что вы все за меня решили

    ВідповістиВидалити
  50. грустная сказка, печальная... а продолжение будет? где почитать?

    ВідповістиВидалити
  51. не знаю... писать то может еще буду... но сам Полох скорее всего исчерпан...

    ВідповістиВидалити
  52. Аффтар, пеши исчо! *жена пока жива же, есть где развернуться

    ВідповістиВидалити
  53. Бог простит...
    ...а может именно потому что мне не наплевать на Полоха я и пишу... не?

    ВідповістиВидалити
  54. там еще и младшенький кто-то подразумевается... но вовремя остановиться тоже бывает полезно...
    ... а то мне и до анафемы недалеко...

    ВідповістиВидалити
  55. Щастье раба.
    Пользователь сослался на вашу запись в записи «Щастье раба. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Щастье раба. [...]

    ВідповістиВидалити
  56. Пишут, когда сказать хочется.
    А это для кого я не понимаю. Полох прочитает и что-то поймет? Или Полох вдруг не знает как он на самом деле несчастен? Или нам чтобы стало стыдно, что есть такие Полохи?
    А зачем об этом писать? Все и так прекрасно знают что бомжи есть, и остальное тоже есть. Решения проблемы, примеров для подражания в рассказе нет.

    ВідповістиВидалити
  57. Я понимаю о чем ты говоришь. Не буду спорить. Скажу только, что если это - чистота, то тогда становится еще страшнее и безотраднее.
    По аналогии, "если свет, который в тебе - тьма, то какова же тьма?"

    ВідповістиВидалити
  58. Откуда мне знать. Вы же пишите. 100 % вы что-то хотели сказать своим рассказом. Сатирическим.

    ВідповістиВидалити
  59. Понимаешь, не мы такие, жизнь такая (с)
    В том смысл, что иногда наши лучшие качества (наши здоровые волны) становятся искажёнными и уродливыми.
    Женская привлекательность, притяжение (ко вчерашнему разговору о...;) искажается до мелкой похотливости, пьяному бесстыдству, материнская любовь основой имеющая чистоту Матери-Земли становится обузой и проклятием, мужская сила становится животной грубостью и т.д.
    Всё зависит от уровня волн, затребованных человеком.
    Кто-то взыскивает высшего в себе, стремится к нему, а кто-то то, немногое, что в нём есть, искажает до откровенного уродства.

    ВідповістиВидалити
  60. Ну если сатирический, то вы реально не поняли, что я пишу....
    Впрочем и это не проблема, я и не собираюсь ни чего доказывать..

    ВідповістиВидалити
  61. Я тебя отлично понял.
    Потому и страшно все это.

    ВідповістиВидалити
  62. А я заходила, а мне козу показало ) Сейчас прочитаю)

    ВідповістиВидалити
  63. Прочитала. Неплохо, но грустно. При этом жизненно. А почему "обвинили в глумлении над образом праведника и антихристианстве.", рассказ о святом? Хотя тоже, что понимать под святым...
    Что-то у меня ощущение, что людей, а так называемых христиан особо, разрывает между искренностью и правильностью. Живем какими-то шаблонами и рамками. Не может христианство быть без внутренней свободы...

    ВідповістиВидалити
  64. без этого и жизнь немыслима...
    ... но немыслимых жизней полно

    ВідповістиВидалити
  65. Блин. Весь день думаю про этого Полоха.
    Очень не хотелось бы оказаться на его месте...
    А вот скажите, отче, Ваш Полох - хороший человек?

    ВідповістиВидалити
  66. Это к вопросу "что такое хорошо и что такое плохо".
    Хороший - тот, который не плохой.

    ВідповістиВидалити
  67. Ну Чевенгур там, Котлован.. http://modernlib.ru/books/platonov_andrey_platonovich/chevengur/read/
    Он хороший, твой рассказ в таком же стиле примерно выдержан, на мой взгляд.

    ВідповістиВидалити
  68. вот относительно детей, я его презираю...

    ВідповістиВидалити
  69. В каком месте, позволь полюбопытствовать?

    ВідповістиВидалити
  70. Такоэ.. Зато чувство полёта без метлы регулярно)

    ВідповістиВидалити
  71. Зря судите. Это ведь не от хорошей жизни такое равнодушие.
    Возможно, в молодости он тоже был молодой и горячий, искал правду и думал сбежать в разбойники. А вот при крайней усталости эмоции утрачиваются...
    На войне это было обычное дело - слишком много смертей и страданий.

    ВідповістиВидалити
  72. Полёт без метлы, что метла без полёта, радость моя. Пойду я, попробую уснуть, а вдруг.

    ВідповістиВидалити
  73. Ну, хорошо. Допустим, Вы бы на его месте что сделали?

    ВідповістиВидалити
  74. ну... лучше сдохнуть чем животных кормить своими детьми..

    ВідповістиВидалити
  75. Может, по рюмочке яда на сон грядущий? Или тебе сразу харакири предложить?

    ВідповістиВидалити
  76. О! Это можно! :)))
    Только от этого детям легче не станет.

    ВідповістиВидалити
  77. ну, нужно родить еще десяток, барину на потеху

    ВідповістиВидалити
  78. Ну, когда будете на его месте - так и сделайте :)))

    ВідповістиВидалити
  79. Ты вниз мышкой повези и будет тебе щасте. Я при чём, если на Либру теперь читать можно только зарегистрированным?

    ВідповістиВидалити
  80. ну в рекламе сверху, сразу выскочило несколько жоп

    ВідповістиВидалити
  81. я уже не буду на его месте... у них не получилось

    ВідповістиВидалити
  82. Ёпрст. Зато до самой усрачки потом текст и каждую страницу не надо перелистывать, на новые жопы любуясь. Ну хочешь, я тебе отдельно текст скопирую и файлом пришлю?

    ВідповістиВидалити
  83. Блин, там не жопы, а жопки. С гулькин нос, смотреть не на что.

    ВідповістиВидалити
  84. А как же "Не противься злому"? Мф. 5:38
    А как же "Рабы, подчиняйтесь своим господам с подобающим трепетом, и не только тем, кто добр и мягок, но и тем, кто крут нравом?" 1 Петр. 2:18
    "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" Мф. 5:44.
    Вот Ваш персонаж и не противится, и подчиняется, и благословляет, и искренне любит, и молится за господина своего. В душе его мир и незлобие.
    Так жили десятки тысяч крепостных на Руси. Я понимаю, что Украина крепостничества не вкусила, но поймите русских. В деревнях баре портили девок конвейером, отпуская потом замуж брюхатых в деревни за вдовых мужиков. На экскурсиях в Михайловском Псковского края рассказывают о "чудесах", творимых помещиками, особенно при посещении бани. И Церковь благословляла терпеть.
    Мы из литературы знаем токмо един бунт, Герасима, который в "Муму". Так он сначала исполнил волю барыни, утопил собачку, а потом лишь ушёл. Да и ушёл-то куда? Не в Париж или Лондон, а в деревню той самой барыни, работать на поле. Посадили тогда лишь Салтычиху, но она уж совсем пачками убивала просто, перейдя все границы.
    А альтернатива токмо одна: бунт. Большевизм. Царя к стенке. Попов вешать. В церквях срать.
    С кем Вы, капеллан?

    ВідповістиВидалити
  85. Кто знает...
    Жизнь длинная...
    Впрочем, я не настаиваю, но все же думаю, что на его месте и прочие люди вели себя так же. И Вы, Панкапеллан, в их числе. Как бы Вам ни было это противно...

    ВідповістиВидалити
  86. Уходи скорей, самые буйные потихоньку подтягиваются.

    ВідповістиВидалити
  87. не с вашим имперским маразмом, это точно...
    манипулирование цитатами не делает вас христианином, а малодушие и трусость это не благочестие и смирение...
    найдите заповедь - "рожайте детей для сексуальных утех господ ваших" и я упаду ниц и покаюсь...
    у вас есть дочка?

    ВідповістиВидалити
  88. Да, есть и даже две.
    Вы по существу-то не возражаете. Почему-то обзываетесь. А между прочим, произведение Ваше достойно внимания и интересно. На глупость я бы не писал.
    Но я предлагаю особый взгляд на Ваше произведение. Не так, как в советской школе, чтобы с марксистско-ленинских позиций и Достоевского и Тургенева шпарить. Почему Вы против альтернативного взгляда?

    ВідповістиВидалити
  89. люди способны на благородство даже в самых безнадежных ситуациях... я видел много жизней и не одну сотню смертей...
    пусть ваше мнение остается с вами...
    вы наверняка не хотели, но лучше бы вы послали меня в жопу прямым текстом, чем написали то, что написали...

    ВідповістиВидалити
  90. а если обновлять страницу, то разные выпадают...

    ВідповістиВидалити
  91. если вы честны в своих утверждениях, то должны быть готовы, что ваших дочек будут трудоустраивать или решать их вопросы (жизнь непредсказуема)люди власти через постель, а в зная это будете молиться за их процветание..
    Вы готовы?

    ВідповістиВидалити
  92. Нет, не готов. По простой причине: я не крепостной и не раб. И дети мои свободны. Захотят лечь в постель - ну, уж их дело.
    А Вы о рабах пишете, да с презрением. Не ощущаете дистанцию временную и культурную.
    А за власть-то я всегда молюсь. "Да тихое и безмятежное житие поживем, во всяком благочестии и тишине".
    Да и Вы, наверное?

    ВідповістиВидалити
  93. значит ваши слова пусты и бессмысленны... в империи ВСЕ рабы, по умолчанию... я сам видел как Мпшного протоиерея с семьей и кучей детей выкинули на улицу за конфликт с каким то пидором в клобуке... как они кормились потом, одному Богу ведомо... знаю случаи как в Рассеюшке в наши некрепостные времена матушки через постель владыки искупали провины своих бестолковых батюшек...
    это вы не ощущаете дистанцию временную и культурную...
    я не могу писать о рабстве с восхищением, Бог не творил рабов...
    может забанить вас?
    мне не найти взаимопонимания с человеком видящем в скотстве святость

    ВідповістиВидалити
  94. Что характерно, ради идейного спора о вымышленном чуваке они готовы живого собеседника живьём сожрать. Как аукнется, так и откликнется. Спокойной ночи, береги себя, пожалуйста.

    ВідповістиВидалити
  95. Вы по существу не пишете, не возражаете. Да, рабство отвратительно, но апостолы не были против него. И Церковь, со святыми, преподобными и святителями, - не была против. Ни единого гласа не найдёте церковного против крепостничества, лишь либералы-дворяне типа Герцена.
    Бог не творил рабов? Но и Авраам имел рабов и наложниц, такоже и цари Израильские, Давид и прочие.
    Видите ли, помереть на дереве повешенному в голом виде - ещё гнуснее, нежели быть рабом. Но Кое-кто не погнушался. И мы видим в этом святость.
    Я против Вас ничего не имею, Вы меня не оскорбили. Ежели хотите, баньте, я не навязываюсь.

    ВідповістиВидалити
  96. но спасены мы Тем, Кто предпочел голым на древе... в том и смысл...
    Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
    (1Кор.7:21)
    несвобода и нежелание свободы или оправдание рабства - это абсолютно разные вещи...
    почитайте "Психолог в концлагере" Виктора Франкла... человеку не обязательно становиться скотиной плодящейся для утех господ, как бы сложно ему не было...

    ВідповістиВидалити
  97. Вы правы, конечно не хотела.
    Простите, если это так показалось.
    Хотите, затрем эту ветку?

    ВідповістиВидалити
  98. и вы меня простите.... я тяжелый человек в общении...
    пусть уже останется в назидание)))))

    ВідповістиВидалити
  99. Ты не тяжёлый в общении. Хватит уже бредить. Ты хороший и добрый.

    ВідповістиВидалити
  100. Это всё потому, что ты носишь браду.

    ВідповістиВидалити
  101. ну да, от бреда борода не лечит...

    ВідповістиВидалити
  102. Ты просто не умеешь её правильно гладить)

    ВідповістиВидалити
  103. просто я не умею понять что написал...
    сатиро говорят...
    капец))))

    ВідповістиВидалити
  104. Ты вне "доктрины" зато, радоваться надо же. Слово какое ёмкое.
    Как я вижу, тебе больно очень.

    ВідповістиВидалити
  105. Про жанр если, то я бы его назвала реализм.
    С целью достучаться до героя.

    ВідповістиВидалити
  106. Кесарю - кесарево, Богу - Богово. Христианство не религия бунта, а наоборот

    ВідповістиВидалити
  107. Однозначно. Вся история это подтверждает. Церковь всегда заодно с властью. Христиане редко бунтуют, самый крупный бунт - Реформация.

    ВідповістиВидалити
  108. ну да... если забыть тот факт, что почти все святые мученики Церкви казнены властями как бунтари

    ВідповістиВидалити
  109. Потому что не совершали обрядов перед статуей императора - ибо один есть Бог, и ему поклоняются в духе и истине. А это был акт гражданского конформизма, лояльности властям.
    Т.е. тут религиозная подоплёка.

    ВідповістиВидалити
  110. у верующих во всем религиозная подоплека)

    ВідповістиВидалити
  111. Да, религиозная, а не гражданская.

    ВідповістиВидалити