середа, 13 лютого 2013 р.

Бестолковая терминология. Параграф 1.

Бестолковый термин - термин оставшийся без вразумительного толкования. (Большой Весьма Толковый Словарь Панакапеллана  - БВТСП).
У меня накопилось для рассмотрения несколько бестолковых терминов, ворвавшихся в наш обиход. 

Например - "христианская психология", "пастырское выгорание", "благодатный батюшка" и т.д. 

Начну с "воцерковленного христианина" и антипода "невоцерковленный христианин (православный)". Употребление этого термина на полном серьезе, говорит о том, что говорящий (пардон за каламбур) скорее всего сам очень смутно представляет, что такое христианство. Тем паче, я не встречал такого термина в литературе по истории Церкви. А в ортодоксальной традиции чин воцерковления происходит сразу после Крещения. Т.е. христианин = воцерковленный. 

Я не знаю ни одной христианской деноминации, которая бы признавала возможность христианства вне Церкви. Т.е. если христианин, то в церкви. А если не в Церкви, то не христианин. Абсолютно очевидные вещи, для вменяемого верующего. 

Это справедливо, в каком бы значении мы не трактовали термин - "Церковь", как Тело Христа, конфессию,деноминацию или конкретный приход или общину. 

Если под термином - "воцерковленность" подразумевается соответсвие определенным правилам и корпоративной этике, то он тем паче абсурден, так как для этого есть вполне адекватные понятия - православный, католик, протестант и т.д. 

Понимаю, что согласившись с тем, что невоцерковленных христиан не бывает, нам придется признать, что в массе нас окружают крещенные нехристи... 

Продолжение следует. 



 

198 коментарів:

  1. Спасибі отче - а який висновок? Невоцерквлені християни - це охрещені нехристи, як Ви слушно зуважили.
    Припинити хрестити дітей - правильно розумію?
    Ви більше не будете хрестите дітей? Ви всерйоз це пишете - чи після написання цього поста підете хрестити чергового нехристя?
    Мені правда цікаво - тема актуальна, як ніколи.

    ВідповістиВидалити
  2. А ведь точно так оно и есть.Спаси,Господи.Глаза открылись,а то до сих пор как-то соглашался.

    ВідповістиВидалити
  3. христианство вне церкви
    Все же , надо заметить, что о " анонимном христианстве" рассуждали многие богословы , особенно в 20м веке, так что не так все однозначно, хотя, во многом и верено))

    ВідповістиВидалити
  4. Интересно, Гундяев к какому разряду относится?
    Скорее всего, крещеный чернокнижник

    ВідповістиВидалити
  5. вы делаете свои выводы и хотите чтобы я отвечал за них?
    это знаете, раз если среди людей бывают преступники, то вывод не рожать))))))))))

    ВідповістиВидалити
  6. всегда пожалуйста)))
    правда говорят, что я своими размышлениями людей в тоску вгоняю))))

    ВідповістиВидалити
  7. Re: христианство вне церкви
    в смысле в гонения?

    ВідповістиВидалити
  8. ну это точно не ко мне вопрос))))

    ВідповістиВидалити
  9. А как насчет такого "расцерковления"?
    http://baznica.info/article/khristianskie-frilansery

    ВідповістиВидалити
  10. Ох, какая же я сила? Сам едва держусь.

    ВідповістиВидалити
  11. это в контексте разных конфессий может иметь диаметрально противоположное значение
    для баптистов православные и есть фрилансеры

    ВідповістиВидалити
  12. Уй, как хорошо про воцерквлённость!

    ВідповістиВидалити
  13. кадилом в лоб :)
    За богохульство

    ВідповістиВидалити
  14. Вдвоем-то оно сподручней. У меня ещё один есть на примете.
    Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Он со мной. ))

    ВідповістиВидалити
  15. Re: христианство вне церкви
    На вскидку :http://iph.ras.ru/elib/2536.html
    можно Ранера критиковать, но нельзя отрицать, что он влиятельный богослов.

    ВідповістиВидалити
  16. мы вот два немощных на Него и обопремся

    ВідповістиВидалити
  17. Re: христианство вне церкви
    Ницше тоже не был совсем дурак

    ВідповістиВидалити
  18. Re: христианство вне церкви
    Да, но Ницше не был автоитетным католическим богословом)

    ВідповістиВидалити
  19. Re: христианство вне церкви
    я в курсе))))
    ты выражай мысль, я тебе без ссылок верю

    ВідповістиВидалити
  20. Re: христианство вне церкви
    Не, ну я ща концепцию "анонимного христианства" озвучить кратко и разобрать не готов, просто хотел заметить, что такая богословски разработанная идея есть ( минимум, у католиков и протестантов) и она вполне влиятельна.

    ВідповістиВидалити
  21. Re: христианство вне церкви
    а гдето педиков венчают....
    ... я понял, но если читать Евангелие, так не бывает
    в ГУЛаге и то служили Евхаристию... мне это ближе к пониманию

    ВідповістиВидалити
  22. Да, вот именно что, интеерсно было услышать мнение :)
    И как , отче, оцениваете такой "православный фриланс"? Как уж сложилась традиция, так и сложилась, или это вполне приемлемая форма церковной жизни?

    ВідповістиВидалити
  23. Как же называть тех, кто крещён, но не участвует в жизни Церкви, не причащается, не молится, не читает Писание, не знает и не хочет знать истин веры, не соблюдает заповеди потому что не хочет?
    Вас термин нонсенсный не устраивает, или Вы отрицаете существование двух категорий православных христиан?

    ВідповістиВидалити
  24. со своими плюсами и минусами , как и "клубная"- протестантская форма христианства

    ВідповістиВидалити
  25. ммм... у меня был двухгодичный период бесцерковного христианства. 2003-2004 годы.

    ВідповістиВидалити
  26. Что делает человека христианином?

    ВідповістиВидалити
  27. Какой-то слишком толерантный ответ :)

    ВідповістиВидалити
  28. В таком случае Вашему убеждению противоречат полевые наблюдения этнологов-любителей. Девочка в общежитии института попыталась в уголочке молиться вечером - затравили, засмеяли. А спроси у каждого: "Ты кто по вере?", скажет, что православный. Мужик у нас работает судебным приставом и ходит в храм каждое воскресенье, так подколки постоянные на работе. А иноверцев нет в окрестностях.
    А языковые особенности? Женщина вспоминает: "У меня мама была хорошая, боговерующая, молитвы читала, в церковь ходила, посты соблюдала. Сестра моя в неё пошла, дурочка прям. А мы с братом хрещёные, но не так, чтоб в религию вдарившиеся. Почитаем, конечно, я вот куличи святила, да племянника крестила, да вот воду святую беру. Но посты мы не соблюдаем."
    Народ чётко отделяет две категории: боговерующие, верующие, церковные, молящиеся и т.п.
    И "обычные крещёные, как все, не мусульмане же мы".

    ВідповістиВидалити
  29. тогда нужно определиться, что для нас авторитетней, Евангелие или мнение суеверного народа

    ВідповістиВидалити
  30. ну и бесы веруют, да и Христос не зависит от нас...

    ВідповістиВидалити
  31. Реальность, она важнее всего. При чём тут суеверия? Народ ясно видит разницу в отношении к религии разных людей. Серьёзное и несерьёзное. (Я термины с осторожностью использую, понимая их несовершенство и сырость.) В отношении каждого можно сказать, к какой категории он относится в глазах людей и по своему мнению. Серьёзная часть, кстати, чётко помнит и проводит границу между прежним, обывательским, отношением к религии и нынешним, серьёзным. Это событие важное для личности.
    Вы можете сами с людьми поговорить и легко обнаружите описанное.

    ВідповістиВидалити
  32. перечитайте еще раз пост, вы говорите совсем о другом

    ВідповістиВидалити
  33. потом скажешь, вон какие эти попы хамы

    ВідповістиВидалити
  34. чо, чо? я говорю что делает человека христианином?

    ВідповістиВидалити
  35. О кей, Ваша взяла. Дискуссия окончена.

    ВідповістиВидалити
  36. не знаю чья взяла.... но для меня фраза "невоцерковленный христианин" столь же полна смысла, как "немного беременная"

    ВідповістиВидалити
  37. Нужда делает человека христианином

    ВідповістиВидалити
  38. дык... ))))))
    кагбы очевидные вещи...
    Наскока я заметил, говорят что воцерковленный, если «ходит регулярно в храм, соблюдает посты и причащается (в смысле подходит к Чаше)»

    ВідповістиВидалити
  39. Если в церковь не ходишь, то не христианин значит?

    ВідповістиВидалити
  40. тогда, у нас что не бомж, то святой

    ВідповістиВидалити
  41. тогда он "православный ходок")))

    ВідповістиВидалити
  42. ну, батенька, где Вы евангельских христиан-то (не в смысле баптистов) найдете-то... все мы... то одно, то другое... «богатыри не мы» как говаривал классик ))
    Каждый по-своему убог, каждый по-своему духовный калека... так и собираюцца в кружки по единству анамнеза )))

    ВідповістиВидалити
  43. это я независимо от Вашего текста спрашиваю...

    ВідповістиВидалити
  44. я вообще плохо понимаю - "ходить в церковь"

    ВідповістиВидалити
  45. по воскресеньям исповедоваться и причащаться

    ВідповістиВидалити
  46. насчет исповедоваться не знаю, а причащаться нужно, опять же как часто тоже вопрос тяжелый

    ВідповістиВидалити
  47. а нас кем обзовут — тем и слава Богу )))

    ВідповістиВидалити
  48. то есть , если не причащаешься то и не христианин?

    ВідповістиВидалити
  49. если будете гипофизом, то будем соседями)

    ВідповістиВидалити
  50. не, нужно чо другое выбрать... иначе совсем грустно

    ВідповістиВидалити
  51. мне бывает очень-очень трудно...
    но в Святых Дарах Господь все восполняет сторицей... тем и жив

    ВідповістиВидалити
  52. не то чтобы... но если коснецца ))))

    ВідповістиВидалити
  53. да и без Фрейда все очевидно ))

    ВідповістиВидалити
  54. утомился я... ))) пойду салатик поклюю ))

    ВідповістиВидалити
  55. Ты не понял.
    Нужда во Христе делает человека христианином.
    Мне нужен Христос - это делает меня христианином

    ВідповістиВидалити
  56. всем нужен Христос, но не все христиане

    ВідповістиВидалити
  57. Не всем Он нужен. Иудеям, напрмер не нужен - самый простой пример.

    ВідповістиВидалити
  58. Перепрошую - я дійсно зробив висновок за Вас.
    Але що я не правий - то Ви могли би його таки подати.
    Ви подали термін "хрещені нехиристи" - сам по собі повністю правдивий і однозначно повністю кричущий. Ясно що з цією проблемою треба щось робити - що? Хрещені нехристи - з*являються через охрещення дітей. І Ви персонально до цього причетні - і я теж, звісно, як і кожен священик. І для моє совісті це серйозне питання, яке я сам вирішити не можу. Про це я чесно написав, бо це є правда.
    Ваше бачення було б цікавим - хоча якщо Ви написали цей пост просто так, без ніякого серйозного задуму до подолання тих недоліків, які зволили окреслити і за які ми будемо відповідати на Страшному Суді зрештою, - то вибачте, неправильно зрозумів.

    ВідповістиВидалити
  59. Вообще то еще Евсевий (4 век) (да и до него были кажется) упоминал о том что Сократ де - был "анонимным" христианином.

    ВідповістиВидалити
  60. Ну гм... есть ведь еще и "приближенные" ака "оглашенные"
    Они верят во Христа, покаялись, читают Библию, и вообще - Христиане, но еще пока не воцерквленные
    А есть и те кто воцерквился, но по каким то причинам, ушел из общины и теперь бродит в происке общины, или "забился в норку"...
    Понятно что все это или искажения, или исключения из правила, не есть хорошо, и требует исправления по образу Евангелия, однако что есть то есть

    ВідповістиВидалити
  61. нужен, они просто отказываются сами

    ВідповістиВидалити
  62. крещеные нехристи появляются не в следствии крещения детей, а вследствие отсутствия у родителей христианской жизни
    как и в появлении преступников не виноваты роженицы в роддоме

    ВідповістиВидалити
  63. Понятно, что Ранер не на ровном месте появился , можно и ап. Павла вспомнить с его законом написанным в сердцах язычников, собственно , от туда все и пошло) . Так что я , в отличии от уважаемого автора старт-топика, оношусь к этим вещам серьезно. Хотя , тут много нюансов, которые надо рассматривать отдельно.

    ВідповістиВидалити
  64. зачем вносить путаницу
    я обсуждаю конкретный термин "воцекровленность", а вы говорите совершенно о другом...
    неужели это не очевидно?

    ВідповістиВидалити
  65. Згоден із Вами - що це батьки є справжні нехристи.
    Але ми це толеруємо в більшості (( Принаймені я не знаю як себе поводити коли батьки-нехристи просять про хрещення.
    Мені подобається хрестити дітей, чесно скажу.
    Але якщо заставляти батьків проходити катехізацію - то всі хрещення дітей на цьому припиняться, моя думка заснована на спостереженні. Що робити - не знаю.
    Дітей хрестити мені подобається, є відчуття що це не безпідставна практика Церкви.
    Але з точки зору раціоналізму - оті голі шльондри із Фімен - вони напевно хрещені в Православній Церкві, і оті більшовики, які розстрілювали священиків в 1917 - вони теж майже поголовно були охрещені.
    Тут серйозна антиномія. Ми самі провокуємо нехристів залишатися нехристями надаючи їм видимість таїнств Святої Церкви. Про це я хотів поговорити ((
    І я чесно скажу - що я не знаю як це все вирішити. Можливо це вирішувати загальний Вселенський Собор Святої Церкви.
    Такі от відчуття. Вибачте, брате, що я на Вас усе це вилив. Може нечітко і невиразно спробував окреслити цю проблему - але вона є. Просто прагну порівняти відчуття інших з цього приводу.

    ВідповістиВидалити
  66. я просто предлагаю не бороться с детским крещением, а силы тратить на выколачивание формализма в церкви

    ВідповістиВидалити
  67. у протестантов плюс - нету невоцерковленных. Если ты невоцерковленный вдруг - то с тоски помрешь, нечем будет заняться.
    пысы. мой словарь : невоцерковленный христианин - леший :)

    ВідповістиВидалити
  68. образ такой, вроде нехристем не обзовешь, и христианином язык не повернется, покрестили-значит хто-то третий

    ВідповістиВидалити
  69. мне бы хотелось знать - отчего возникла разница.

    ВідповістиВидалити
  70. да, так оно и есть... и, действительно, очевидная вещь — как дважды два четыре ))
    просто все уже настолько привыкли, вслед за священниками, оперировать этой бестолковой терминологией, что уже мало кто задумывается о том, верна ли она или таки абсурдна...
    спасибо, что напомнили :))

    ВідповістиВидалити
  71. в Святых Дарах Кто действует, вы или Он?

    ВідповістиВидалити
  72. обязательно, как только — так сразу )))

    ВідповістиВидалити
  73. я ничо не делаю , ничо предосудительного:)

    ВідповістиВидалити
  74. Павел кстати не об этом писал
    Когда ВСЮ главу целиком читаешь/слушаешь - то становится очевидным что Павел писал об уверовавших из язычников - http://kindergod.livejournal.com/950436.html В полемике с Иудаизмом. Следующая глава продолжает эту полемику и становится совершенно ясно что Павел называет язычниками - уверовавших во Христа из язычников имея в виду что их вера вменяется им в обрезание в частности и в исполнение Закона в общем.

    ВідповістиВидалити
  75. ну в жизни много абсурда коего не встретишь в природе ;)
    Хотя беременность у всех по разному протекает ;)
    Есть в медицине и "ложная беременность"
    А есть в природе и "беременность" многолетняя
    Хотя конечно - по сути - если христианин - то верит написанному и ищет общение с себе подобными, ищет Церковь - это неизбежно.

    ВідповістиВидалити
  76. Ну, не знаю.
    Как в той байке про то, как к православном священнику на остановке пристали с проповедью свидетели.
    он слушал-слушал, а потом и говорит
    - Я не католик или протестант, могу и в лоб дать.

    ВідповістиВидалити
  77. Re: ну в жизни много абсурда коего не встретишь в природ
    вот именно )))

    ВідповістиВидалити
  78. думаю если спросит Тот, Кому он якобы служит, то будет страшно...

    ВідповістиВидалити
  79. Если отказываються - значит не у них нужды в Нем...

    ВідповістиВидалити
  80. маленькие дети не отказываются принимать лекарства?

    ВідповістиВидалити
  81. При чем здесь маленькие дети? Иудеи отвергаю Христа осознанно.
    Отнологически - да, спасение нужно всем. Но не все его хотят. Или понимают его иначе

    ВідповістиВидалити
  82. Сам сказал - нужно всем.
    Кстати из иудеев постоянно кто то обращается в христианство.

    ВідповістиВидалити
  83. А, это только вопрос терминологии...

    ВідповістиВидалити
  84. Зачод!
    А «Суверенный Бог» у вас есть?

    ВідповістиВидалити
  85. Если мы договоримся считать невоцерковленным того крещенного человека, который не посещает церковь, то споров не будет :))))

    ВідповістиВидалити
  86. Во первых - термин "воцерковление", это совершенно конкретное понятие. (см. ссылку в тексте)
    Во вторых, принятием такого значение которое вы предлагаете, профанируется и извращается само понятие - Церковь... и тем паче христианство.

    ВідповістиВидалити
  87. Во. Ищо есть «Библейская церковь», но это как-нить потом подарю.

    ВідповістиВидалити
  88. Ну, я это слово не употребляю, поскольку для меня это вообще странное понятие.
    Такое впечатление, что оно имеет отношение к количеству пожертвований (имхо)

    ВідповістиВидалити
  89. думаете там есть что то рациональное?

    ВідповістиВидалити
  90. Ну, примерно как в воцерковленном/невоцерковленном христианине:)

    ВідповістиВидалити
  91. честно пробовал смотреть....
    ... не мог избавится от ощущения толчения воды в ступе

    ВідповістиВидалити
  92. Думаю, превратиться в блин больше швнсов у слуги :)

    ВідповістиВидалити
  93. Ыть и я об этом же. Бог — суверенный, христианин — воцерковленный, церковь — библейская.

    ВідповістиВидалити
  94. Правда, мне, больше, кажется, что будет похоже на итоги рассказа Шекли "Абсолютное оружие"

    ВідповістиВидалити
  95. Ну да, штоп с нехристианским по запарке не перепутали.

    ВідповістиВидалити
  96. ну та... чтоб все кошерно было, православно

    ВідповістиВидалити
  97. Для начала, спокойная протоплазма .... а потом и она сгинет :)

    ВідповістиВидалити
  98. Это очередной раз доказывает циклическое развитие ывалюции :)

    ВідповістиВидалити
  99. а если вдуматься, то ни чего ни чего не доказывает))

    ВідповістиВидалити
  100. Достоверных данных о том, как реально развивалась и возникала жизнь, нет, в принципе.
    Сплошные теории.
    Даже то, что весь мир - шизофренический бред многомерного существа, имеет право на существование

    ВідповістиВидалити
  101. и это, тоже всего лишь наши мнения)

    ВідповістиВидалити
  102. И наше существование - тоже гипотеза

    ВідповістиВидалити
  103. Вспомним студенческое
    "все, быть может, может быть, но чего уж быть не может, того, уж точно, не может быть" :)

    ВідповістиВидалити
  104. Мне нравится, как К.Льюис в предисловии к "Просто христианству" рассуждает о слове "христианин", проводя параллель со словом "джентльмен", чей смысл со временем далеко ушел от первоначального. http://www.lib.ru/LEWISCL/mere.txt
    Если кратко, то предлагается очистить слово от дополнительных значений, которые в основном не информативны, а оценочны.

    ВідповістиВидалити