середа, 22 травня 2013 р.

Педагогика смерти.

Много говорится и пишется о воспитании детей. Нужно делать так или эдак.

Слова о том, что дети воспитываются не словами, а делами, что только на личном примере... бла, бла, бла...
Нет, конечно только на личном примере, я согласен полностью. Только мало кого эти слова трогают, побуждают к действию.

Но мы забыли, что мы должны будем, в свое время, преподать детям еще один урок. Самый главный, последний, незаменимый. Который может выправить всю кривизну нашей убогой педагогики и ущербность примененных методик. Но есть и опасность вдруг испохабить, перечеркнуть все доброе и истинно дорогое, что все таки удалось дать.

Некогда нам надлежит умереть. Это последняя ценность, которую мы можем дать нашим детям. Как мы примем свое умирание, как они увидят нашу смерть, чем будут наполнены последние наши дни и минуты, от этого зависит очень многое для них.

Мы многое делаем в жизни неправильно, но у нас остается шанс, хотя бы умереть достойно. И что бы его не упустить, нужно уделять время осознанию конечности своего жизненного пути. Не бойтесь этих мыслей. Когда приходит осознание того, что жизнь быстротечна, только тогда каждый день, каждая минута становятся истинной ценностью, которую невозможно  вернуть, или пережить заново. Тогда, есть возможность наполнить каждую минуту жизнь смыслом и содержанием.

Смерть как неизбежный факт, исцеляет наше бытие.

57 коментарів:

  1. Смерть исцеляет грех. В Законе Божьем это сказано и я написал. http://prostopop.livejournal.com/13853.html
    Вообще ценные мысли в посте Вашем.

    ВідповістиВидалити
  2. Умирающий беспомощен, не всегда возможно умереть достойно. Что, например, видят родные лежачего старика в глубоком маразме?

    ВідповістиВидалити
  3. все зависит от того как он прожил... физическая немощь хорошо компенсируется силой духа, я лично знаю массу таких примеров
    вообще, умирание в маразме - это скорее исключение чем правило.

    ВідповістиВидалити
  4. Как показать ребенку, что вся жизнь это подготовка к смерти?

    ВідповістиВидалити
  5. просто не избегать этой темы...
    и прежде самому перестать ее бояться

    ВідповістиВидалити
  6. Очень согласен. В смысле примера мне повезло. И темы нельзя бояться. Стал очень обыденно вставлять в темы фразу "когда я умру" и т.п., некоторые "свяященно" пугаются: "как ты можешь так говорить?")) Ну а чо)).

    ВідповістиВидалити
  7. Кстати, одна моя знакомая недавно в жж задала отличный вопрос "залу": а вы знаете, что вы умрете? не в смысле "верите, что когда-нибудь, а - знаете".

    ВідповістиВидалити
  8. что я несу, вопрос конечно наоборот)). "Верите ли вы..." Знать-то каждый знает. А вот поверить, что...

    ВідповістиВидалити
  9. это как политический лозунг - "знаю, верю, можем"... что то типа того

    ВідповістиВидалити
  10. В середньому батьки помирають в уже дорослих дітей. Навряд чи там мова про виховання.

    ВідповістиВидалити
  11. каждому возрасту свои уроки... все логично

    ВідповістиВидалити
  12. Педагогика смерти.
    Пользователь сослался на вашу запись в записи «Педагогика смерти.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Педагогика смерти. [...]

    ВідповістиВидалити
  13. Я Вас перепостила. Сильная и непривычная большинству людей мысль. И полезная.

    ВідповістиВидалити
  14. Действительно, что значит "Достойно умереть"? Достойно чего? Моя бабушка, сколько себя помню, молилась, чтобы умереть никого не обременяя. В свое время так молилась ее мама, моя прабабушка. Прабабушка выполнила задуманную утреннюю работу и пошла вздремнуть днем. Не проснулась. Ей было 114 лет. Она умерла летом, не "пролежав" и дня. Бабушка перенесла 2 инсульта, второй, извините за подробности, в туалете, что не добавляет "достоинства", лежала еще 10 дней, не имея возможности даже говорить. Случилось это перед НГ, так что ближайшие родственники заботились о ней вместо праздников, а умерла она 6 января, так что ее любимый пастор даже не смог придти на похороны, о чем она мечтала. Ирония.
    Нет ничего достойного в смерти.
    Когда моя мама умирала в ужасных болях, приходили ее сотрудницы и плакали "За что? Она ведь такая хорошая!" А ни за что.

    ВідповістиВидалити
  15. ну, мои многолетние наблюдения показывают, что умереть можно по разному...
    ... человек живет так, как он относится к смерти

    ВідповістиВидалити
  16. Да как именно по-разному? Утонуть можно - прекращен доступ кислорода, смерть мозга... Это достойно? Сгореть заживо? Умереть во сне? Умереть от передоза? Умереть в родах?
    В чем именно достоинство? какая именно часть процесса умирания назидательна?

    ВідповістиВидалити
  17. я же вам ни чего не доказываю
    я знаю точно, что относиться к смерти и умереть можно по разному, т.к. почти 10 лет проработал в миссии при СПИД-хосписе
    все назидательно умеющему видеть

    ВідповістиВидалити
  18. Вооооот, достоинство/недостоинство исключительно в глазах сморящего ("умеющего видеть"). Очень полезный навык - уметь "дорисовывать" мораль. Я тоже так умею:)

    ВідповістиВидалити
  19. Хорошо бы, конечно, но... Неисповедимы пути Господни.
    Можно пойти выдирать зуб и скончаться от разрыва сердца...
    Тут не подгадаешь...

    ВідповістиВидалити
  20. и я умею, но не делаю этого... просто вижу

    ВідповістиВидалити
  21. Это зависит от степени осознанности. Я тоже раньше "просто видела". Это было приятнее - такой закономерный мир был, заглядение!

    ВідповістиВидалити
  22. мне видение мира не мешает отрицать его абсолютную детерминированность
    а переосмысление моего отношения к смерти в корне изменило качество моей жизни

    ВідповістиВидалити
  23. Возможно. Но законы движения случайностей для нас не очевидны, и сказать - это все потому, что 29 мая 1985 ты раздавил червяка - нельзя.

    ВідповістиВидалити
  24. более того, очень много реального абсурда

    ВідповістиВидалити
  25. так. Я потеряла нить разговора. Мы сейчас о чем?
    В смерти много абсурда?

    ВідповістиВидалити
  26. в жизни... а смерть как раз помогает обрести смысл

    ВідповістиВидалити
  27. А. Ну, со смыслом все неоднозначно.
    Конечно, хотелось бы хоть когда-нибудь обрести смысл :)))

    ВідповістиВидалити
  28. сначала придется осмыслить смерть

    ВідповістиВидалити
  29. А чего ее осмыслять? Если умер - действуй по обстоятельствам.

    ВідповістиВидалити
  30. да фигня все это... все абсурд, кроме смерти

    ВідповістиВидалити
  31. эммм... Может, мы о разном говорим?
    абсурд - это нечто алогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.
    А смерть, это, типа, логичное, лепое, умное?
    Все фигня, кроме пчёл - это понятно, это от усталости :))

    ВідповістиВидалити
  32. в абсурде нет ни какой нелепости и глупости... просто он выше наших предрассудков
    а смерть, это единственное что незыблемо и в чем можно быть уверенным

    ВідповістиВидалити
  33. А! Вот теперь понятно :)))
    А то я даже в словарь полезла определение читать :)))

    ВідповістиВидалити
  34. Рыдаю.
    Ну почему такой автор - и не в моих рядах!!!

    ВідповістиВидалити
  35. Без меня там будет спокойнее)))

    ВідповістиВидалити
  36. Умирание…. Маразма, забывчивости, предсмертных видений бояться не нужно… Этому учит сама природа. Когда мозг умирающего человека начинает испытывать ярко выраженные симптомы кислородного голодания, природа включает, как бы чудесный успокаивающий, отвлекающий маневр, запускает механизмы ирреальности: умирающий видит своих покойных родных, знакомых, даже животных среди которых он вращался в своей жизни, которые ему служили… таким образом природа мягко подготавливая его к переходу в мир иной, наполняет его угасающее сознание фантасмагорическими картинами.
    У Флобера в рассказе «Простая душа» простой крестьянке Фелиситэ, всю жизнь работавшей на других и ничем своим не обладавшей, кроме попугая, которого любила всеми силами своей души. Он был ее утешением в многоскорбной, беспросветной жизни. Когда он умер, она, не желая расставаться с птичкой, сделала из него чучело. Так он был с ней до конца жизни. А когда в старости умирала сама Фелиситэ, сталось диво: в последнем огоньке ее вспыхнувшего сознания, Бог послал ей, прекрасное, зрелище. Поднимаясь в простор широких небес, Фелиситэ увидела, что здесь она не одна. Ее любимый попугай живой, здоровый и сделавшись огромной, сильной, красивой птицей распростер над ней большие прекрасные разноцветные крылья, защищая ее от холода, ветра и дождя. Под этим покровом она вознеслась на Небеса…

    ВідповістиВидалити
  37. Бывает и умирание в страшной агонии...

    ВідповістиВидалити
  38. Да. Действительно бывают страшные мучительные кончины. И вот для этого религии дают образ подготовки, правило духовного делания: "Над чем ты сосредоточишь свое внимание в течении всей жизни, там окажешься и по смерти!"

    ВідповістиВидалити
  39. т.е. если стремился к комфорту, то ТАМ будет комфортно?

    ВідповістиВидалити
  40. Ну, комфорт складовая часть рая. Райского блаженства. Можно мысль пустить выше и духовнее: жизнь - неустанный поиск гармонии и внутреннего сета

    ВідповістиВидалити
  41. туманно все как-то написано.
    Я задумалась, когда живые люди становились для меня примером,
    оказалось в каких-то таких вещах незначительных. напрмер: она водит машину, и я смогу! вот кто-то куда-то попал - и я попаду.
    Когда я заметила, что мой ребенок, мной гордится, что дает надежду, что я буду для него примером. Хотя я этого меньше всего хочу, я говорю - вот не делай так то и так то, а то будешь как я.
    Дочура начала мной гордится именно в тот момент, когда я начала гордиться собой, т.е. я сделала для себя что-то такое хорошее, что сразу получило отклик среди многих моих близких людей.

    ВідповістиВидалити
  42. ну и что.
    а я сама себе подумала, что может все таки лучше при жизни...

    ВідповістиВидалити
  43. экий вы батюшка строгий, никаких мне полутонов, ни-ка-ко-го балета
    ;)
    Если чо, я остановилась на вербном воскресенье.
    светлых вам выходных

    ВідповістиВидалити